Ирина Бобровская реставрирует икону на тематическом занятии в Центре московского долголетия «ВДНХ» / Фото: Екатерина Алексеева / Вечерняя Москва

Перед образом святым: как москвичи старшего поколения реставрируют и пишут иконы

Общество

Открылся клуб иконописи в центре Московского долголетия «ВДНХ». На его занятиях москвичи старшего поколения реставрируют и пишут иконы. «Вечерняя Москва» понаблюдала, как они это делают.

В мастерской клуба «Лик» пахнет олифой и красками. За столами — пожилые люди, а перед каждым из них — икона. Кто-то стирает специальным раствором темный налет, а кто-то осторожными мазками пишет лик.

— Первое направление, которому обучают в клубе, — иконопись. Кто-то пишет специально для храма. Так, недавно одна из наших участниц писала венчальную пару икон на свадьбу сына, а другая пишет для дочери мерную икону. Второе направление наших занятий — реставрация старинных фамильных икон, которые с течением времени утратили первозданный внешний вид, — рассказывает преподаватель клуба Екатерина Манешкина.

Екатерина — профессиональный реставратор и иконописец, окончила Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Именно она следит за тем, чтобы в работе над каждой иконой были соблюдены каноны — совокупность утвержденных церковью правил и приемов иконописания.

— Иконы мы пишем по канонам, поэтому священники, которые окормляют наш клуб, согласились их освящать. При этом работы создаются исключительно по велению души. А далее иконы мы безвозмездно жертвуем в храмы и монастыри Москвы и Подмосковья, — подчеркнула Екатерина.

Проверено веками

Чаще других в реставрацию попадают фамильные иконы XVIII — начала XIX века. В мастерской есть специальный микроскоп, в который можно увидеть степень повреждения реликвии. Краски участники клуба изготавливают своими руками из натуральных пигментов. Их выделяют из природных материалов: минералов, глинозема. И непременно добавляют яичный желток. Особенно ценной и необходимой для работы составляющей является сусальное золото. Его используют для покрытия фона иконы, нимба или элементов одежды.

— Мы все делаем по традиционным технологиям, проверенным веками. Золотим по старинке: берем сусальное золото — это металл 960-й пробы в чистом виде, без добавок. Золото идет тончайшими листьями, похожими на фольгу. Один лист — один грамм.

Этот лист кладется на специальный лак, созданный из природной смолы. В иконописи очень помогает реставрационное образование, потому что мы вещи видим послойно, как бы изнутри. Так, занимаясь реставрацией, учишься и иконописи, — призналась преподаватель.

Кропотливая работа

По словам участников клуба «Лик», идея написать икону каждый раз рождается по-разному.

— Во время наших занятий я написала несколько икон с изображениями святого Артемия, Анны Вифинской, Казанской Божией Матери, а также отреставрировала иконы Параскевы Пятницы и Василия Великого. У меня есть священник, который меня окормляет. Отец Александр уехал в зону проведения специальной военной операции и попросил написать для него икону Дмитрия Донского, — рассказала участница клуба Татьяна Дабижа.

Процесс реставрации порой похож на детективную историю, и иногда, чтобы узнать судьбу иконы, приходится изучить много литературы и живописных источников.

— Однажды батюшка принес мне на реставрацию полностью черную икону, где можно было разглядеть только глаз и руку. Я очистила ее и дописала недостающие элементы — и лик святого засиял. Для меня это был праздник души, — вспоминает Татьяна.

На реставрацию одной иконы нередко уходят месяцы.

Пока еще единственный

Все иконы пишутся с молитвой. Вот и получается, что сначала автор возносит словесную молитву к Богу, которая, они верят, энергетически преображает краску, а образ святого становится выражением тех самых сокровенных слов, произнесенных мастером.

Клуб «Лик» окормляют священники из храмов.

— Иконы написаны профессионально, и по ним не скажешь, что это работа энтузиастов, работающих по зову сердца. И это, я думаю, самое главное, — отметил священник Дмитрий Мышев из храма Живоначальной Троицы в Останкине.

Клуб иконописи «Лик» можно назвать уникальным.

— Аналогичных клубов в центрах «Московского долголетия» пока нет. Участники изучают иконопись с нуля. Свои работы они отдают в храмы и приюты, — рассказал руководитель Центра московского долголетия «ВДНХ» Антон Сурин.

* В заголовке использована строка из стихотворения Константина Бальмонта «Засветилася лампада» из сборника «В безбрежности» (1895)

amp-next-page separator