Адвокат Харди объяснил, опасно ли хранить в домашней библиотеке книги Акунина*
12 января писателя Григория Чхартишвили, более известного под псевдонимом Борис Акунин, признали иностранным агентом. Ранее он был также признан в России террористом и экстремистом. Вечерняя Москва» узнала у адвоката Тимура Харди, будут ли нести ответственность люди, у которых в домашней библиотеке есть книги Акунина и других писателей с тем же статусом.
По его словам, чтобы прояснить этот вопрос, нужно принять во внимание, что, во-первых, включение писателя в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга не равнозначно признанию данного лица террористом или экстремистом решением суда. А во-вторых, запрещение хранения и оборота литературы возможно в том случае, если эта литература решением суда на основании соответствующей экспертизы признана экстремистской.
— То есть, если автор, включенный в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга, написал сказку для детей или пособие по кройке и шитью, эти книги, разумеется, в список экстремистских включены не будут. Соответственно, их можно хранить, дарить, продавать и так далее. В печатных изданиях должен указываться статус автора, если он был включен в список иностранных агентов или террористов и экстремистов, — объяснил Харди.
Но если книга была издана до включения данного лица в эти списки, то, разумеется, указан статус лица там быть не может. Поэтому опасаться законопослушным гражданам, у которых стоят на полке книги писателей, признанных иноагентами или экстремистами, нечего. Повод для опасений может появиться лишь в том случае, если конкретные произведения этих писателей будут признаны экстремистскими.
— Однако и это обстоятельство не означает, что надо сразу же выбрасывать такую литературу, хотя продавать или распространять ее, конечно же, не стоит, — добавил юрист.
Писателю Борису Акунину (внесен Росфинмониторингом в список экстремистов и террористов) 13 декабря 2023 года позвонили российские пранкеры Вован (Владимир Кузнецов) и Лексус (Алексей Столяров). В ходе разговора Акунин оправдал попытки атаковать российские города с помощью беспилотников. Следователи возбудили против него уголовное дело, а Росфинмониторинг внес литератора в реестр террористов и экстремистов.