«Дочь часто обижалась на меня»: актриса Алла Юганова — о карьере, материнстве, снах и женской силе
Премьерную постановку «Марина Цветаева. Фортуна» сыграют в Театре Елены Камбуровой 15 января. «Вечерняя Москва» поговорила с актрисой Аллой Югановой, исполнившей в спектакле роль королевы Франции Марии-Антуанетты.
— Алла, поделитесь, каким для вас был прошлый 2023 год?
— Он был годом перемен. Я сменила место жительства, переехала с насиженного места. Считаю это большим серьезным шагом, ведь некоторые люди всю жизнь никуда не переезжают. Благодаря моему любимому театру «Ленком Марка Захарова», где я служу более 20 лет, и нашему директору Марку Борисовичу Варшаверу я получила звание заслуженной артистки России, что считаю очень почетным и важным, особенно сейчас.
Плюс большим событием для меня стала встреча с поэтической работой в спектакле «Марина Цветаева. Фортуна» в Театре Камбуровой, с которым давно сотрудничаю, где сыграла Марию-Антуанетту.
— Как шла работа?
— Мне очень понравилось работать с режиссерами Елизаветой Шаховой и Иваном Рябенко, они весьма терпеливые люди, с разных сторон старались помочь мне раскрыться в этом материале, научили меня работать со стихом. Я очень люблю гениальную музыку Олега Синкина — этот спектакль можно не только смотреть, но и слушать с закрытыми глазами.
— Ваша героиня сперва легкая и чуть поверхностная, а потом резко меняется. Как вам это удается?
— Вы говорите о моменте, когда я немного выхожу из роли, становлюсь на позицию Марины Цветаевой, написавшей пьесу, проявляю свое отношение. Когда я играю любого персонажа, рассудок не теряю, понимаю, что я не Антуанетта и у меня есть свой взгляд на происходящее. Это подарок, когда есть возможность на сцене выйти из роли и проявить свою позицию, а не просто транслировать внутреннюю иронию. Хотя, например, в спектаклях Марка Захарова в «Ленкоме» эта внутренняя ирония есть везде. Те артисты, которые этого не чувствовали, просто не могли выполнить задачи Марка Анатольевича, ведь все его творчество ироничное.
— В труппу под руководством Марка Захарова вы попали после Театрального училища имени Щепкина, а туда поступили, не окончив школу?
— Да, меня приняли на первый курс так, что аттестат я получала экстерном. И выпускного вечера у меня не было, с одноклассниками не прощалась — сразу погрузилась в учебу, об остальном забыла. Мне повезло, я попала в свое время на свое место.
Была в полной гармонии в обучении. Мои однокурсники — моя семья, можно сказать, продолжение меня. Недавно мы встречались, и было чувство, будто не расставались, хотя с некоторыми не виделись 20 лет.
— Вы москвичка, миновали жизнь в общежитии?
— Да, это все прошло мимо меня. Там была очень активная жизнь, я немножко даже завидовала ребятам. Но, с другой стороны, мне удавалось хотя бы высыпаться.
— Какие вам снятся сны?
— Цветные. Мне близка тема снов. Я пою в группе «Девушкин сон», у нас есть альбом «Быстрые сны». Когда делала программу, немного изучала Юнга (швейцарский психолог и психиатр. — «ВМ»). Особенно интересен мне момент, являются ли сны чем-то волшебным или их выдает наше подсознание. Еще я не могу понять, как у людей бывают вещи сны, позволяющие что-то предвидеть.
И у меня такие были. Они предвещали события, которые потом происходили абсолютно идентично. Сейчас я очень люблю, когда мне снятся сны. Иногда в них вижу покойную маму. Я по ней очень скучаю. И мне кажется, что сны — это некая наша связь с родом, с предками, что это все не просто так. Но когда устаю, не вижу снов вообще.
— Есть ли у вас схожие черты с мамой?
— Думаю, да. У нас голоса похожи. И с возрастом я стала сейчас замечать за собой вещи, которых раньше не было, организм выдает схожее. По тому же, как складывается жизнь, нет. Все-таки это наш выбор и обстоятельства. Мама жила в довольно сложных условиях. Она была учителем, с папой мы жили раздельно. Мама должна была много работать, притом что была очень жизнерадостной. И я много работаю, но больше не из необходимости, а потому, что не могу без своей работы. Уже в финале жизни мамы я поняла, как для нее были важны путешествия, а я сама к ним спокойно отношусь. Может, захочу их позже.
— Дочь Анна похожа на вас?
— Мимикой — да. Характер, я бы сказала, не мой. Но с ним и рождаешься, и он формируется. Она более свободна, самоуверенна для того возраста, в котором находится (Анна родилась в 2012 году. — «ВМ»).
Но менее целеустремленна, может, потому, что пока еще не определилась с тем, чего конкретно хочет. Я же всегда была нацелена на что-то. Но мы похожи тем, что самодостаточны, нам комфортно с самой собой. Она может у себя в комнате сидеть одна, и ей будет хорошо, скучать не будет.
— Как дочка относится к тому, что мама — актриса? Есть нюансы?
— Когда была помладше, ей было сложно, потому что она часто оставалась одна и обижалась, что какие-то вещи сложно спланировать. Мы договоримся, а меня вызывают на репетицию. Сложно ей это объяснить. Она говорит: «Ты же обещала!» И да, это так, но работа... «И что, получается, работа важнее?»
Сейчас Аня стала взрослее, начала понимать, что у меня есть любимое дело и необходимость зарабатывать деньги. И у нее есть своя личная жизнь: друзья, с которыми общается. Когда у меня был спектакль «Щелкунчик» в «Ленкоме», она любила приходить, ей нравилось смотреть на меня на сцене. На взрослые спектакли я пока ее не приглашаю, считаю, все должно быть по возрасту. Но она любит некоторые телесериалы с моим участием.
— Чем женская сила отличается от мужской?
— Мне кажется, у мужчин сила физическая, а у женщин вся остальная. Мы очень эмоциональные, мужчины более рассудочные, и это тоже их сила. Но у нас более развито шестое чувство. Я знаю об этом и стараюсь доверять своей интуиции. Мне кажется, у женщин это главное из того, что недоступно многим мужчинам.
— Есть зимние традиции?
— Мы с дочкой обычно еле дожидаемся 1 декабря, чтобы поставить искусственную елку и украсить квартиру.
Это создает предвкушение праздника. Находим день, чтобы поехать в ГУМ, где у каждого магазина стоит по-своему украшенная елочка. Идем по аллее и оцениваем, у кого интереснее. На каток стараемся выбраться, но сейчас сложно со временем, у дочки 5-й класс, много домашней работы, у меня студенты. Я же еще и преподаю в ВТУ имени Щепкина.
ДОСЬЕ
Алла Юганова родилась 19 января 1982 года в Москве. Окончила ВТИ имени Щепкина, курс Иванова и Бейлиса. После завершения обучения была принята в театр «Ленком», где служит уже более 20 лет. В 2023 году получила звание заслуженной артистки России. В кино дебютировала в 2000 году в турецком фильме «Балалайка». Сейчас в ее фильмографии 67 ролей.
- Поступила в вуз, не окончив школу.
Алла Юганова решила попробовать поступить в театральный в 16 лет, как мечтала с детства, не окончив школу. Яркую девушку заметили и приняли вольным слушателем в Высшее театральное училище имени Щепкина. Там, обучаясь на первом курсе, она экстерном получила школьный аттестат. Кстати, уже на втором курсе юная актриса начала играть в спектаклях Малого театра (в «Сказке о царе Салтане», в «Снежной королеве»).
- Женская доля
Аллу и ее сестру Светлану с детства воспитывала одна мать, Евгения Ивановна. Отец жил отдельно. Сейчас сама Алла Юганова одна воспитывает дочь Анну.
- Боялась своих главных ролей
Любопытной чертой актрисы является то, что она порой поначалу отказывалась от ролей, впоследствии сделавших ее популярной. Так, сыграть главную роль в сериале «Сибирочка» Владимира Грамматикова актриса боялась, потому что ей было 20, а героине, по сценарию, 13 лет. Но возрастную планку повысили до 17. И перед ролью Кончитты в легендарной «Юноне и Авось» актриса робела, потому что еще в университете мечтала хотя бы подержать свечку где-то на заднем плане. А тут — ведущая роль!
- Музыкальная группа
Актриса также сама сочиняет тексты, поет и придумывает концерты-выступления для группы «Девушкин сон». Говорит, что для нее это своеобразный маленький театр. Изначально жанр группы был трип-хоп и готика, но постепенно он меняется, согласуясь с настроениями вокалистки. Участники коллектива играют электронную музыку.
- Пыталась изменить финал фильма «Сторож»
Юганова исполнила роль Веры в фильме Юрия Быкова «Сторож». Актриса так переживала за героиню, что ей удалось убедить режиссера в необходимости светлого финала для всех. Но позже сцену пересняли, автор посчитал, что так бы вышла сказка, а не реалистичная история.
- Роль в турецком сериале
При обучении на третьем курсе Алле предложили сняться в турецком сериале «Балалайка» у Али Озгентюрка. Лента посвящена матери местного комика Кемаля Сунала.