Так лечили Месси: почему терапия гормоном роста на самом деле опасна для здоровья
Исследования ученых показали, что болезнь Альцгеймера может передаваться человеку после лечения гормонами роста. Их применение запретили еще в 1985 году, однако информация о новых побочных эффектах продолжает появляться. «Вечерняя Москва» обсудила с экспертом, действительно ли препарат может спровоцировать развитие болезни Альцгеймера и какие еще опасные последствия могут возникнуть.
Опасен ли гормон роста
По словам врача-невролога Александра Комарова, гормон роста применялся при единственном заболевании — гипофизарном нанизме (карликовости). Но у таких пациентов достаточно других факторов, которые могли бы привести к старческому или приобретенному генеративному слабоумию.
— Болезнь Альцгеймера относится к нейродегенеративным заболеваниям. Она связана с генетической особенностью накопления белка амилоида и не имеет никакого отношения к инфекционным заболеваниям, поэтому заразиться им не получится. Здесь принцип такой же, как с повышенным холестерином или сахарным диабетом — генетически обусловленный. Поэтому утверждение, что соматотропный гормон гипофиза человека мог спровоцировать болезнь Альцгеймера, очень сомнительно, — заявил врач.
Это возможно только в том случае, если в развивающихся странах для лечения использовали гормон гипофиза животных, которые болели прионными болезнями, считает Комаров. Если такой гормон не был очищен и его ввели пациенту, у него действительно могла развиться деменция.
— Но по факту соматотропный гормон как препарат для лечения делается как инсулин — с применением высоких технологических условий, степени очистки, при контроле содержания действующих единиц в составе, в условиях асептики и антисептики. И если бы он оказался зараженным, специалистам это было бы заметно сразу. Поэтому вероятность, что гормон роста может спровоцировать болезнь Альцгеймера, одна к десяти миллионам, — уверен Комаров.
Он подчеркнул, что смысл применения соматотропного гормона в том, чтобы ребенок с дефектом в развитии смог дорасти до среднестатистического роста.
— Но риски выявления болезни Альцгеймера в пожилом возрасте у таких людей все же есть. Все, у кого есть предрасположенность к синтезу белка амилоида, могут столкнуться с деменцией альцгеймеровского типа. Если в роду есть активная хромосома, которая передает заболевание из поколения в поколение по мужской линии, избежать слабоумия будет крайне сложно, — пояснил невролог.
Способен ли обезопасить правильный образ жизни
Даже при правильном образе жизни и здоровых привычках риски болезни не снижаются, предупредил Комаров.
— Например, футболист Лионель Месси в детстве лечился с использованием гормона роста. Поэтому у него тоже есть вероятность заражения, даже с учетом его образа жизни. К 60–65 годам он может столкнуться с Альцгеймером, если у него есть предрасположенность, — предположил врач.
Но, помимо Альцгеймера, существуют еще восемь типов деменции, способных настигнуть раньше, чем Альцгеймер, футболиста и любого другого человека, который проходил лечение гормоном роста, подчеркнул специалист.
— Поэтому чем раньше будет выявлена предрасположенность к болезни в семье, тем быстрее можно будет повлиять на синтез этого белка в организме и профилактировать его накопление. Чтобы сократить риски передачи этого генетического признака ребенку, врачи могут посоветовать процедуру ЭКО, — сказал Комаров.
Другие опасные методы лечения
Лечение гормоном роста не единственный опасный способ терапии. В мире были еще несколько методов, которые приводили к побочным эффектам, рассказал специалист.
— Например, раньше было принято лечить человека кровопусканием, в конце концов пациента доводили до геморрагической анемии, которая была связана с избыточной потерей крови. Или первая генерация антибиотиков обладала токсичным действием на слуховой, кардио- и вестибулярный аппараты. Поэтому, когда детям и пожилым вводили антибиотик, у них развивалась глухота или нарушение равновесия, — напомнил Комаров.
Также высокие дозы противозачаточных таблеток провоцировали тромбозы нижних конечностей, добавил невролог. У женщин, которые принимали в высоком количестве противозачаточные, образовывались тромбы — вплоть до тромбоэмболии легких. Однако, снизив дозировку гормона и изменив правила приема, такой способ контрацепции удалось сохранить.