Участник путешествия в Якутию на «Москвиче» 1981 года Алексей Жирухин на фоне полярного сияния / Фото: Из личного архива Александра Еликова и Алексея Жирухина

Умчи меня, «Москвич», в страну оленью: жители столицы покоряют Север

Общество

Красная площадь, Арктика, «Москвич» — казалось бы, что общего между ними. А их объединяют дорога и команда путешественников. Более 4000 километров пришлось преодолеть любителям приключений Александру Еликову и Алексею Жирухину, чтобы доехать на легенде отечественного автопрома до Якутии. Экспедиция завершилась в начале января, и путешественники делятся с «Вечерней Москвой» своими впечатлениями.

Конечной точкой маршрута был определен самый северный поселок Республики Саха (Якутия) — Юрюнг-Хая, что в переводе на русский значит «Белая гора».

— Многие, путешествуя на внедорожниках, рассказывают и показывают, как это сложно и трудно, — говорит Александр. — Мы хотим развенчать эти мифы, поэтому отправились в дальний путь на «Москвиче-412» по самому северному зимнику «Анабар» (зимник — дорога, эксплуатация которой возможна только при отрицательной температуре воздуха. — «ВМ») России.

Как уточняют путешественники, никакой дополнительной комплектации в машину они не устанавливали.

— Это самый стандартный автомобиль 1981 года. И нашим принципиальным решением было ничего в нем не усовершенствовать, — отмечает Жирухин. — Несомненно, стандартную подготовку перед поездкой машина прошла. Заменили подшипники, шланги.

За плечами путешественников уже тысячи пройденных километров в условиях Крайнего Севера.

— У этой машины есть душа, — говорит Александр Еликов. — Иначе как объяснить, что какие-то технические неисправности с ней происходили именно там, где можно было найти помощь. А по снежным бескрайним просторам, где на сотни километров вокруг нет людей, она скрипит, кряхтит, но едет!

Постоянными спутниками путешественников на самом северном зимнике России стали метели, снежные заносы и температура ниже 50 градусов. Как будто Крайний Север решил испытать людей с Большой земли на прочность. И они это испытание с честью выдержали, хотя, признаются, порой было непросто.

— Периодически прокладывали себе дорогу при помощи лопат, — говорят они. — А еще здесь сейчас полярная ночь. То есть солнца нет совсем. Мы его давно не видели и очень по нему соскучились! Но, несмотря ни на что, намеченной цели мы достигли.

Как рассказывает Алексей, они не только доехали до Юрюнг-Хая, но и побывали на мысе Пакса. Это самая северная точка Якутии. В этом им помог вездеход «Трэкол». Путешественники признаются, что полюбили национальную кухню.

— Очень гостеприимно нас везде встречали, — говорит Жирухин. — С удовольствием ели якутские блюда. Это невероятно вкусно. Нас сейчас как раз вдоволь накормили. Такое чувство, что организм наполовину состоит из строганины, якутских лепешек и оленины.

Обычно рацион путешественников куда более скромный. У них с собой в машине всегда есть сухпаек, состоящий из бутербродов. Иметь с собой перекус в долгой дороге важно.

А она, к слову, действительно бывает долгой. 300 километров, которые на федеральных комфортных трассах пролетаешь с ветерком, здесь, на Севере, отнимают больше двадцати часов.

Сейчас путешественники отправились в обратный путь по маршруту: Юрюнг-Хая — Саскылках — Оленек — Удачный — Мирный. Это 1500 километров бескрайних снегов и суровой северной природы за окном.

— В июне мы вернемся в Якутию, — говорит Александр Еликов. — Из Мирного улетим в Москву, а наш верный «Полярник», так мы назвали автомобиль, останется там, ждать новых путешествий по этому загадочному и суровому краю России.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Олена Уутай, этномузыкант, виртуоз игры на варгане:

— Я родилась в Якутии и знаю, насколько этот край прекрасен и суров. Поэтому как никто другой понимаю, какая смелая затея — отправиться в поездку зимой, да еще и на легковом авто, когда не каждый местный решится поехать даже в соседнюю деревню.

ЦИФРА

412 серия советско-российского автомобиля «Москвич» выпускалась с 1967 по 1998 год.

amp-next-page separator