Фото: Из личного архива Петра Потапова

«Жить дольше и богаче»: IT-специалист Потапов рассказал, как развитие искусственного интеллекта изменит мир

Общество

Искусственный интеллект (ИИ) проникает во все сферы человеческой жизни. Его активно используют в строительстве, медиасреде, медицине, поиске преступников и во многих других областях. Например, ученые из Китая создали первого в мире ребенка с искусственным интеллектом. Научная фантастика с невероятной скоростью становится реальностью. «Вечерняя Москва» узнала у IT-специалиста, руководителя разработки в американском стартапе Kick Петра Потапова о возможностях искусственного интеллекта и его развитии в ближайшем будущем.

— Петр, на сегодняшний день ИИ проникает во все сферы нашей жизни. Его используют в медицине, строительстве, финансовой сфере, для поимки преступников и прогноза ЧС. Как будет развиваться эта сфера в ближайшем будущем, какие инновации в области ИИ разрабатывают российские специалисты?

— Искусственный интеллект однозначно проникнет во все сферы человеческой деятельности. Вопрос только в том, с какой скоростью и в каких задачах он полностью заменит человека, а в каких — будет сосуществовать с нами. Предсказать это не так-то просто. Например, несколько лет назад никто не мог подумать, что ИИ сможет рисовать настолько качественные иллюстрации, как это делает нейросеть Midjourney. Прогресс с антропоморфными роботами, которые способны воспроизводить внешний вид или движения человека, наоборот, идет гораздо медленнее, чем этого ожидали.

Российские специалисты, с одной стороны, не могут похвастаться тем, что идут в авангарде ИИ-прогресса, но, с другой стороны, нельзя сказать, что они сильно отстают. Так, у нас разрабатывают беспилотное такси, которое тестируется в одном из районов Москвы. В США уже давно тестируют беспилотные такси во многих штатах. При этом на текущий момент ни в одной стране регуляторы не дают добро на полноценную замену водителей искусственным интеллектом.

В целом благодаря сильному техническому образованию в России очень много умных людей, которые способны воспроизвести западные аналоги ИИ-разработок.

— Вы используете искусственный интеллект в своей работе?

— Мы используем большую языковую модель от OpenAI, которая всем известна как ChatGPT, чтобы делать все основные бухгалтерские операции. Например, бухгалтерскую категоризацию транзакций.

Кроме того, мы активно экспериментируем с тем, чтобы создавать на основе языковой модели автономных агентов, которые выполняют различные задачи вместо пользователей. По аналогии с автопилотом от Tesla мы хотим сделать так, чтобы пользователи нашего продукта могли просто откинуться на кресло и следить за тем, как сервис делает всю работу за них.

Например, наш автономный агент может подключить все ваши банковские счета к нашему сервису, чтобы получить список транзакций, или открыть сайт вашего бизнеса и собрать оттуда важную информацию для использования в бухгалтерии. Спектр задач автономных агентов неограничен.

Это то, как будут работать почти все B2B-сервисы будущего, стремясь радикально минимизировать время, которое требуется тратить клиенту на работу с ним. Вместо вас всю работу будут выполнять автономные агенты, построенные на основе ИИ.

Также я использую искусственный интеллект непосредственно в моей работе. ИИ позволяет мне быстрее искать и обрабатывать информацию из разных источников. А также с помощью него удается быстрее писать свой и проверять чужой код. И это не говоря уже о десятках прикладных ИИ, которые применяются «под капотом» во многих сервисах, которые я использую. В целом ИИ уже проник в большинство сфер интеллектуальный работы.

— Какие плюсы и минусы внедрения ИИ существуют?

— Плюсы очевидны: на наших глазах человечество вступает в фазу сингулярности. Это когда скорость технологического прогресса становится такой быстрой, что радикально меняет всю нашу цивилизацию. Благодаря ИИ абсолютно все сферы нашей жизни получат качественный апгрейд. Уже сейчас ИИ ускоряет не только экономические, финансовые, производственные исследования, но даже генетические, биологические и многие другие сферы. То есть искусственный интеллект поможет нам жить дольше и богаче, меньше работать над рутинными задачами, потому что он выполнит их за нас.

Минусов как таковых нет, но есть большие риски. Самый большой риск имеет апокалиптический характер. Например, придет AGI — искусственный сверхразум — и уничтожит или поработит нас как вид. Этот риск есть, но, поскольку абсолютно никто в нем не заинтересован, уже сейчас самые крупные ИИ-компании мира (прежде всего OpenAI) работают над тем, как предотвратить такой сценарий.

Второй большой риск, который гораздо более вероятен, — это потеря смысла существования для всех пассионарных людей. Многие хотели бы не работать совсем. Тем не менее есть узкая прослойка людей, которым нужно чем-то заниматься, чтобы чувствовать наполненность от своей жизни. И они во все времена определяли вектор развития нашей цивилизации. Все амбициозные и творческие люди так или иначе принадлежат к этой прослойке.

И тут возникает вопрос, что будет делать эта прослойка людей, когда человечество разработает такой ИИ, который во всем превосходит человека? Их труд станет не нужен, но их пассионарность от этого не денется. Что они будут делать тогда? На этот вопрос у меня нет ответа, но за этим кроется гораздо больше рисков, чем может показаться на первый взгляд. Особенно если обратить внимание на то, из-за чего исторически происходили революции в любых странах: это всегда бунт людей, которые не видят своего будущего в заданной системе. Это огромный риск.

— Искусственный интеллект также начали использовать в корыстных целях. Например, мошенники подделывают голоса близких или знакомых и просят срочно перевести деньги. Как вы считаете, с какими еще опасностями предстоит столкнуться человечеству со стороны ИИ?

— Помимо глобальных рисков, есть следующие опасности, с которыми мы наверняка столкнемся. В первую очередь это подделка медиаматериалов. С помощью ИИ недоброжелатели смогут создать любые фото и видеоматериалы, порочащие нас. Поначалу мы будем этого пугаться, но, когда люди привыкнут к этому, все перестанут обращать внимание на подобные материалы. Мы просто перестанем доверять всему, чего не видели собственными глазами. И это, возможно, даже хорошо.

Помимо этого, возможно причинение вреда человеку от ИИ-устройств. Важно понимать: чем больше устройств и роботов управляются искусственным интеллектом, тем больше риск того, что у некоторых из них произойдет сбой. ИИ может отклониться от изначальной цели и попробует атаковать человека в той или иной форме. Про это снято много эпизодов сериала «Черное зеркало». Думаю, рано или поздно такое произойдет. Но этого тоже не стоит сильно бояться. В конце концов, любое оборудование, которое мы используем, создает дополнительные риски. Например, если вы живете в высотном здании, то всегда есть небольшая вероятность, что оно обрушится или ваши соседи устроят пожар. Значит ли это, что нам всем не нужно жить в домах? Конечно же, нет. Главное — соблюдать технику безопасности.

— Сейчас стали популярны курсы по подготовке специалистов по работе с искусственным интеллектом. Стоит ли идти на них учиться? Какие навыки и знания необходимы для специалиста, чтобы работать в области искусственного интеллекта?

— Рынок находится в таком состоянии, что в первую очередь важны люди с опытом. Это касается практически всех позиций. В 2022–2023 году был образовательный бум, многие пошли учиться на IT-специальности. Но сейчас рынок переполнен кандидатами уровня junior практически на всех позициях. Поэтому если вы хотите учиться, то учитесь, но закладывайте в свои планы, что найти работу, пока вы не наберетесь достаточного опыта, будет непросто.

При этом спрос на людей с опытом работы — senior-специалистов — всегда был и будет, пока нас всех не заменит искусственный интеллект. Качественных кадров всегда мало: компании с высокой культурой разработки в среднем отсеивают 20 кандидатов, прежде чем найти одного толкового специалиста. Поэтому дефицит senior-специалистов никуда не уходил.

Что касается работы в области искуcственного интеллекта, то есть прикладные и фундаментальные модели ИИ. Прикладные — это ИИ-модели, которые были дообучены решать какую-то конкретную бизнес-задачу. Чтобы создать такую модель, сейчас даже не надо знать основ machine learning — достаточно уметь использовать API ChatGPT или другую языковую модель.

Однако чтобы работать над фундаментальными ИИ-моделями, надо сначала получить высшее математическое образование, победить на нескольких олимпиадах мирового уровня и обладать IQ более 200. Список требований к такому кандидату немаленький, и большинству людей нет смысла стремиться в эту область. Так же как и в фундаментальной науке, где все значимые открытия совершаются всего лишь сотнями ученых. Так и с фундаментальным ИИ: основной прогресс будет исходить от небольших команд с огромными бюджетами на инфраструктуру.

— Какие технологические достижения в области искусственного интеллекта вы считаете наиболее важными?

— По сути, это появление трансформеров и диффузионных моделей. На первых построены все языковые модели, такие как ChatGPT, на вторых — мультипликационные модели, такие как Kandinsky, Midjourney и многие другие. А на их пересечении лежит необъятный потенциал новых технологий и открытий. Будем наблюдать!

— Возможно ли создать такой ИИ, который будет обучаться самостоятельно, как человек, и, например, сможет ли он сам пройти курсы по работе с ИИ?

— Безусловно. Современные большие языковые модели уже способны выполнять самостоятельное обучение. Более того, есть множество проведенных тестов, подтверждающих способность ИИ-моделей не просто копировать существующие решения, но и создавать абсолютно новые, творческие решения.

— Сможет ли ИИ отнять работу у IT-специалистов?

— Если мы говорим про те специальности, которые сейчас представлены на рынке, например про разработчиков, то в какой-то момент ИИ заберет их работу. Но неизбежно возникнут новые специальности. Например, такие как архитектор ИИ-решений.

А вот предсказывать, что будет, когда человечество изобретет искусственный сверхразум, не берусь. Этого никто сейчас не может знать.

— Какие вызовы и проблемы существуют в развитии ИИ и как они могут быть преодолены?

— Во-первых, это так называемая проблема выравнивания. Как сделать так, чтобы ценности ИИ соответствовали человеческим ценностям. Кроме того, нехватка вычислительных мощностей. Для исследования более сильных ИИ-моделей требуется гораздо больше вычислительной мощности, чем есть у человечества сейчас.

Помимо этого, существует проблема регулирования авторских прав. Сейчас сложно сказать, может ли ИИ использовать авторский труд, например книги, для своего обучения. И должны ли создатели ИИ в таком случае платить роялти или другие отчисления авторам.

Также есть проблема регулировки юридических обязательств по использованию искусственного интеллекта. Например, если ИИ-автопилот автомобиля создаст аварию, в которой погибнут люди, то необходимо понять, кто должен отвечать за последствия его использования: компания — производитель ИИ, водитель транспортного средства или кто-то третий. Подобный вопрос можно задать относительно большинства примеров использования искусственного интеллекта. Норма правоприменения в этих вопросах будет активно развиваться и меняться на наших глазах.

— Какие направления развития искусственного интеллекта вы считаете наиболее перспективными в ближайшие годы?

— Наиболее перспективными направлениями являются мультимодальные модели. Они используют в своей работе не только текст, но и зрение или слух, то есть умеют обрабатывать разные виды информации. В этой сфере мы явно увидим очень существенный прогресс. Также я бы выделил управление роботами. В ближайшие годы есть существенная вероятность появления качественно новых роботов, которые будут помогать нам по дому, в различных бытовых делах.

— Возможно ли в ближайшем будущем появление общего искусственного интеллекта, который будет контролировать все сферы нашей жизни?

— На сегодняшний день можно уверенно сказать, что вероятность появления искусственного сверхразума в ближайшие десять лет достаточно высока. Я бы оценил такую вероятность в 50 процентов.

Например, всего пять лет назад никто не мог предсказать, какого прогресса добьется команда OpenAI с их ИИ-моделями. Сейчас же благодаря их успеху к этим исследованиям подключились гораздо более крупные интеллектуальные и финансовые ресурсы. Все крупные IT-компании в мире будут участвовать в гонке по созданию искусственного сверхразума.

В то же время надо понимать, что исторически людям крайне плохо дается прогнозирование научного прогресса. Еще в середине ХХ века многие верили, что в начале ХХI века мы уже колонизируем все ближайшие планеты и будем передвигаться на летающих автомобилях. Но этого не случилось.

Информация об эксперте:

Петр Потапов был главой разработки в сингапурском стартапе Osome с 49,5 миллионами долларов инвестиций. Сейчас Osome обслуживает более 15 000 компаний-клиентов в Сингапуре, Великобритании и Гонконге. Кроме того, Потапов вместе с командой создал одну из первых в мире human-in-the-loop AI систем, кратно увеличивающую производительность бухгалтеров в обслуживании клиентов, внеся большой вклад в развитие индустрии подобных сервисов в Азии и Великобритании. Сейчас Петр на аналогичной должности работает в американском стартапе Kick, в который проинвестировала OpenAI fund. Эксперт имеет широкий опыт в автоматизации интеллектуальной деятельности и большую экспертизу в AI-решениях, направленных на синергию с человеческим трудом.

amp-next-page separator