Фото: Сергей Киселев / АГН Москва

Книжные собрания в столице регулярно пополняются новинками

Общество

8 марта на выставке «Россия» откроется крупный литературный фестиваль «Самая читающая». Корреспондент «Вечерней Москвы» поговорила с директорами трех крупных столичных библиотек, ориентированных на разные возрастные категории, и узнала, как отличаются предпочтения в литературе, как воспитать любовь к книге, которую мы проносим через всю жизнь, и по-прежнему ли мы остаемся литературоцентричной страной.

В библиотеках хоть раз в жизни точно бывал каждый из нас. И даже если сейчас есть возможность читать электронные версии, слушать аудиокниги, востребованность их не падает. В последние годы библиотеки еще более доступны и открыты читателям. Кроме того, уже давно они перестали быть только местом книгохранения. Безусловно, никуда не пропали бесконечные ряды стеллажей, где можно найти, кажется, любое издание — разных лет выпуска, включая даже новинки, только что вышедшие из печатного станка, или более старые книги, если повезет, даже с заметками на полях. Они позволяют вступить в диалог с теми, кто знакомился с произведениями до нас...

Теперь библиотеки — точки притяжения, где проходят выставки, лекции, литературные клубы, а культура походов в библиотеки воспитывается с ранних лет.

Лучший друг ребят

На Якиманке прямо у метро высится огромное здание Российской государственной детской библиотеки. Малышам она кажется дворцом со множеством комнат, где хранятся настоящие сокровища — тысячи изданий любимых произведений с красивыми иллюстрациями, от которых невозможно оторвать глаз. Но юных читателей библиотека не только знакомит с литературой, но и приглашает на выставки иллюстраций, мастер-классы, театрализованные представления и другие мероприятия, которые заставляют малышей и школьников с нетерпением ждать нового посещения.

— Детская аудитория требует работы особых специалистов — психологов, педагогов, библиотекарей, владеющих необходимыми методиками и, конечно, знающих актуальную литературу для этого возраста, — отметила директор РГДБ Мария Веденяпина. — Современный человек много времени проводит в виртуальной реальности, поглощает огромные пласты информации. Закономерно изменилось и детское чтение. Например, усилилась установка на визуальную составляющую, поскольку текст в интернете всегда сопровождается изображением. Дети буквально читают картинки вместе с текстом, отсюда неспадающий интерес к комиксам, манга, графическому роману. Другая тенденция — стремление вовлекаться в процессы познания мира, не просто читать, а буквально интерактивно погружаться в материал.

Вопреки представлениям взрослых, что дети до того полюбили виртуальное пространство, что не нуждаются в бумажных книгах, это не так.

— Виртуальное пространство стало привычным, и дети в нем превосходно ориентируются, воспринимают его не как «дополненную», а, скорее, обыденную реальность. При этом тактильный мир, предметы и вещи, которые можно потрогать, и бумажные книги, которые листаешь, по строкам которых водишь пальцами, — это что-то необычное, волшебное, действительно настоящее, — отметила директор. — Пока взрослые воспринимают книгу преимущественно как один из носителей текста и поэтому легко отдают предпочтение электронным изданиям, дети по-прежнему видят в книге целостный объект, в котором — помимо текста — полезная информация содержится во всем, от иллюстраций до полиграфии.

Чтобы приобщить детей к чтению, РГДБ организовывает множество крупных всероссийских мероприятий. Общероссийская акция «Дарите книги с любовью» совместно с ассоциацией «Растим читателя» проходит в этом году уже в восьмой раз. Также ежегодно проводится Всероссийская неделя детской книги, старейшая просветительская акция в России, начало которой положил в 1943 году Лев Кассиль. Писатели и художники встречаются с читателями в самых разных уголках страны.

— В этом году мы также провели конкурс и определили официальную фирменную символику акции, — поделилась Мария Веденяпина. — Тема перекликается с Годом семьи — «Читает семья — читает страна».

Определить предпочтения современной детской аудитории помогают... юные читатели! В библиотеке действует проект «А мне нравится». В читальных залах стоят шкафы с книжными новинками — дети берут книги, голосуют, выбирают и рекомендуют лучшие.

— В конце прошлого года мы подвели итоги и среди лидеров оказались Юлия Весова, Александра Хворост, Юлия Асланова, — рассказала директор РГДБ. — Среди книг в научно-познавательной категории, например, «Вся правда о пиратах» Екатерины Степаненко. Однако если судить по книговыдачам, то видно, что приблизительно одинаковой популярностью у читателей пользуются как Корней Чуковский и Самуил Маршак, так и современные классики Андрей Усачев и Анастасия Орлова.

Мария Веденяпина отметила, что некоторые произведения современной литературы уже можно назвать «книгой поколения». К примеру, произведение «Умная собачка Соня» Андрея Усачева вы увидите в числе топовых на полках любого книжного магазина. «Соню» постоянно переиздают и спрашивают, а в библиотеке неоднократно проходили всевозможные мероприятия по этой книге.

— Но так называемых книг поколения всегда было много, и я думаю, это правильно, — отметила Мария Веденяпина.

Что выбирает молодежь

Существует стереотип, что нынешняя молодежь, мол, цифровое поколение, которое привыкло всю информацию искать в интернете. Но вопреки расхожему мнению это совсем не так. В Центральной городской молодежной библиотеке имени Светлова точно не согласны — учреждение стало точкой притяжения для интеллектуальной молодежи всей Москвы.

— Нам важно показать, что библиотека — это не отживший свой век институт, а живое и интересное пространство, открытое и доступное для творческих экспериментов, — подчеркнула директор Светловки Валентина Агафонова. — Одним из актуальных инструментов вовлечения является формат, сочетающий в себе образовательный и развлекательный контент. Мы проводим игры, мастер-классы, интерактивы в социальных сетях. Например, используем формат тематических карточек с текстом и иллюстрациями. Они визуализируют информацию о писателях и произведениях доступным языком с элементами юмора.

Сейчас самый крупный онлайн-проект библиотеки — книжный челлендж, который проводится уже пятый раз. Задача участников — за год прочитать 30 книг, соответствующих 30 пунктам из заданий, а всех справившихся ждут подарки после подведения итогов в конце года.

Но, конечно, соцсети в данном и случае только инструмент привлечения и взаимодействия с аудиторией, но главная цель — живое общение и соприкосновение с книгой. При желании в пространствах библиотеки можно организовать клуб по интересам, проводить встречи своим студенческим сообществом, организовывать квизы или «настолки».

Чтобы правильно комплектовать фонды востребованной литературой, Молодежная библиотека изучает пристрастия своих читателей. Так, за прошедший год в топ наиболее часто запрашиваемых книг вошли «Авиатор» Евгения Водолазкина, «Там, где раки поют» Оуэнса Делии, «Задача трех тел» Лю Цысиня и роман молодой писательницы Аси Володиной «Протагонист».

— Сейчас особенно любим жанр янг-эдалт. Книги, ориентированные на подростков и молодых взрослых, отражают их жизненные проблемы и внутренние конфликты поиска себя. Это помогает молодым читателям лучше понять свое место в мире и найти отклик на собственные переживания, — отметила Валентина Агафонова. — Сейчас существует еще тренд на славянское фэнтези. Произведения отлично подходят тем, кто хочет глубже погрузиться в родную культуру и по-новому взглянуть на знакомых с детства персонажей. Наиболее популярные книги в этом жанре — «Тень и кость» Ли Бардуго, «Мара и морок» Лии Арден.

Еще одним литературным жанром, который востребован у молодежи, стал нон-фикшен. Наибольшей популярностью среди нехудожественной литературы пользуются книги по психологии и саморазвитию. Читатели интересуются изданиями, предлагающими советы по личностному росту, развитию навыков и поиску счастья. Среди популярных тем: эмоциональный интеллект, межличностная коммуникация и борьба с выгоранием, а чаще всего в прошлом году в библиотеке брали произведение Ольги Примаченко «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя». Из бизнес-литературы чаще всего спрашивают книги по маркетингу, пиару и написанию текстов: «Библия интернет-маркетолога» Ивана Барченкова и «Хулиномика: хулиганская экономика» Алексея Маркова. Из научно-популярной литературы молодое поколение выбирает книги, посвященные теме искусственного интеллекта и нейросетей.

Интересно, что вкусы зависят и от пола. Так, юноши предпочитают фантастику, фэнтези и приключенческую литературу, зато любовные романы — прерогатива читательниц.

— Несмотря на распространенность гаджетов, большинство представителей молодежи используют все книжные форматы, как бумажные, так и электронные книги, — рассказала Валентина Агафонова. — По данным исследования «Книжное дело — 2022. Литературные предпочтения российской молодежи, выбор книг, отношение к библиотекам», проведенного Аналитическим центром НАФИ в партнерстве с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 90 процентов опрошенных читают бумажные книги, 83 — пользуются электронными книгами. Аудиокниги менее востребованы у этой аудитории — их слушают только 56 процентов россиян до 35 лет.

Литературе все возрасты покорны

Старейшая в Москве городская общедоступная Библиотека-читальня имени И. С. Тургенева — одна из самых популярных и посещаемых. Не в последнюю очередь на это влияет удобное расположение в центре города. Кроме того, учреждение находится в историческом здании — усадебном комплексе, в котором палаты XVII– XVIII веков гармонично сочетаются с современными интерьерами залов и холлов. В фонде Тургеневки более 120 тысяч изданий, включающих научно-популярную, художественную литературу, книги на иностранных языках, обширный пул периодики и уникальный фонд с редкими изданиями. Благодаря введению Единого читательского билета посещаемость библиотеки возросла: посетители оценили удобный сервис, а сотрудники получили возможность выявлять неблагонадежных читателей, которые портят книги и задерживают их. Обеспечить сохранность обширного собрания стало намного проще.

— Женщины остаются преобладающей аудиторией и посещают библиотеку в три раза чаще, чем мужчины. В последнее время мы отмечаем, что к нам приходит больше молодежи. К их услугам — дружелюбная атмосфера и два наших великолепных читальных зала, в которых они готовятся к учебным занятиям, пользуясь фондами, — рассказал директор Тургеневки Ромуальд Крылов-Иодко. — За последние пару лет стало больше читателей среднего возраста — библиотека соответствует их представлениям о хорошем и комфортном пространстве. Традиционно пенсионеры — одна из самых больших читательских групп в библиотеках. В день к нам стабильно приходят порядка 150–200 человек.

По словам директора, миссия библиотек сегодня не только в сохранении человеческого знания и мирового культурного наследия, но и в своевременной реакции на изменения в жизни общества и преобразовании в соответствии с требованиями времени. В стремлении заинтересовать читателя, помимо традиционной культурно-массовой работы, внедряются инновационные форматы, разрабатываются необычные программы и проекты. Библиотеки — уникальный социальный ресурс, связывающий воедино разные культурные традиции и исторические эпохи.

— Например, библиотека Тургенева представляет собой культурно-информационный центр, объединяющий культурные и общественные организации, музеи, тургеневские общества России и зарубежья, реализует научные и социокультурные проекты по популяризации творческого и литературного наследия Ивана Сергеевича Тургенева, — рассказал Ромуальд Крылов-Иодко. — На площадке библиотеки также реализуются проекты и мероприятия для различных целевых аудиторий, например Большой литературно-музыкальный фестиваль «Рихтеровские встречи», Московский фестиваль фортепианной музыки имени Эмиля Гилельса «Великий пианист и посол российской культуры», а сейчас мы готовимся отметить 140 лет со дня основания — праздничные мероприятия состоятся уже в мае.

Огромным спросом по-прежнему пользуется художественная литература. Книги лауреатов литературных премий, бестселлеры, новинки — именно то, за чем в Тургеневку приезжают из отдаленных районов столицы. Специалисты отдела комплектования постоянно изучают каталоги ведущих издательств, посещают книжные ярмарки и фестивали. По словам Ромуальда Крылова-Иодко, новинки от лучших российских издательств поступают в библиотеку несколько раз в год. В большинстве случаев издания закупаются в одном экземпляре, чтобы добиться большего разнообразия представленной литературы, что и привлекает читателей.

Среди тенденций прошедшего 2023 года можно отметить высокий спрос на азиатскую и современную отечественную литературу. Самыми популярными российскими авторами стали: Евгений Водолазкин, Виктор Пелевин, Павел Басинский и Захар Прилепин. Лидеры азиатской литературы: Лю Цысинь, Юкио Мисима, Харуки Мураками, Мо Янь, Симада Содзи.

ДОСЬЕ

  • Ромуальд Крылов-Иодко. Директор Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева» с 16 апреля 2016 года. В 1991–2014 годах возглавлял Управление культуры Центрального административного округа города Москвы.
  • Мария Веденяпина. Директор Российской государственной детской библиотеки с апреля 2012 года. До 1999 года занимала должность заведующей отделом комплектования и учета фондов Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино. В 1999 году основывает и становится исполнительным директором некоммерческого фонда поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека», с 2002 года по 2012 год — генеральный директор фонда.
  • Валентина Агафонова. Директор Центральной молодежной библиотеки имени М. А. Светлова с июля 2017 года. В должности заместителя генерального директора по развитию ГКУК г. Москвы «Дирекция по развитию культурных центров» курировала специальные мероприятия Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/ fiction и книжного фестиваля «Красная площадь». Соавтор учебника «Новые подходы и технологии в работе с молодежью».

ТОП-5

Самые популярные авторы в 2023 году

  • Евгений Водолазкин
  • Захар Прилепин
  • Павел Басинский
  • Виктор Пелевин
  • Лю Цысинь

amp-next-page separator