Роль мечты он не сыграл: как сложилась судьба актера Владимира Самойлова
Владимир Самойлов часто воплощал на экране образы настоящих мужиков. Впрочем, в жизни сам он был именно таким. 15 марта — 100 лет со дня рождения народного артиста СССР. Подробнее о судьбе Самойлова — в материале «Вечерней Москвы».
Сейчас актеры сериалов быстро набирают солидное количество ролей. Владимиром Самойловым в театре было сыграно 250 ролей, а в кино — больше 100. Для советского времени это количество просто немыслимое!
В судьбе Самойлова отразилось само время: он попал на фронт в 20 лет, вскоре после освобождения его родной Одессы. После тяжелого ранения едва не потерял ногу. О войне он вспоминать не любил. Ни о боях, в которых участвовал, ни о неприятном послевоенном эпизоде — ему пришлось оправдываться за то, что он был в Одессе во время оккупации. Слава богу, нашлись свидетели, подтвердившие, что Самойлов не то что не работал на врагов, а еще и поддерживал связь с подпольем. А если бы свидетелей не нашлось?..
Вернувшись в родной город, вчерашний фронтовик Владимир Самойлов влюбился без памяти. Красавица Надежда Ляшенко была окружена плотным кольцом кавалеров, но вскоре Самойлов завладел ее вниманием. Она была актрисой и своего избранника также видела актером. Самойлов вставил зубы (таково было условие любимой) и поступил на второй курс театрального.
Вскоре ему начали доверять небольшие роли в одесском театре, где уже блистала обожаемая им супруга. По окончании института семья переехала в Кемерово: в местном театре так хотели видеть Надежду, что готовы были принять ее с «нагрузкой» в виде мужа. Вскоре родился их сын — Саша.
Надежда не имела амплуа как такового, справлялась со всеми ролями. Таким же был и Владимир, который подрастал как актер на глазах. Мало кто отдавался ролям так, как он. Но полностью раскрылся его талант уже в Горьковском драмтеатре, куда супруги перебрались в 1958 году. Весь накопленный им опыт, вся его страсть к подмосткам собрались и переродились качественно: на сцене этого театра Самойлов стал актером первого ряда. В городе отныне «ходили на Самойлова». Ну а после гастролей драмтеатра в Москве (он играл в «Ричарде III») столичные театры готовы были драться за Самойлова и наперебой предлагали ему варианты перехода в их коллективы. Тогда же на всю страну прославила его «Свадьба в Малиновке». В итоге выбор актера пал на Театр имени Маяковского: там были рады и его жене. Плюс ко всему их обеспечивали жильем — супругам выделили квартиру недалеко от метро «Смоленская».
Они начали привыкать к столице, но вскоре пришла беда: у Надежды Федоровны обнаружили опухоль мозга. Все остальное перестало быть значимым. После операции она думала только о возвращении на сцену, но тут оказалось, что за время болезни ее просто отправили на пенсию. Самойлов «горячо» поговорил с главой театра Андреем Гончаровым. «Может, и я заявление напишу?» — разъярился Самойлов. «Так действительно будет лучше!» — парировал Гончаров.
Этот период оказался самым трудным в жизни блистательного актера. Он не мог без сцены, а теперь ее не было. Его приглашали в кино, он соглашался благодарно, играл отлично, но съемочная площадка не спасала — он погибал, не выходя на подмостки. Был момент, когда он чуть не покончил с собой, задыхаясь от чувства ненужности и пустоты... Потом стыдился этого...
Но случилась радость: Сергей Яшин позвал его в Московский драмтеатр имени Гоголя. Самойлов воспрял духом. Но только его Надя тихо угасала... Любивший ее безмерно, он страдал, видя, как она отдаляется, погружаясь в некий иллюзорный мир, вход в который был открыт только ей...
До мечты — сыграть короля Лира — оставалось всего ничего. Репетиции шли полным ходом. И 8 сентября 1999 года он репетировал долгожданную роль. Все случилось мгновенно — инсульт и смерть. Когда сын сказал об этом Надежде Федоровне, она вздохнула, а через минуту заговорила о другом. Ее Володька не мог уйти от нее…
Имя Владимира Самойлова не забыто ни зрителями, ни его коллегами. «Вечерка» побеседовала с актером и режиссером, руководителем студии «ЧЕРОМАФИЛЬМ» Игорем Черницким, ему довелось работать с Самойловым на съемочной площадке. Вот что рассказал Игорь Михайлович.
— Владимир Самойлов был истинной звездой своего времени и его творческая биография наполнена действительно большими и яркими работами и в театре, и в кино. И вот эти самые разные образы, такие непохожие: от помещика-самодура Троекурова в фильме «Благородный разбойник Владимир Дубровский» до красного командира и чуткого отца в «Свадьбе в Малиновке». А уж каким прекрасным чтецом классики он был — послушайте сами, благо записи эти легко найти в интернете...
Мне посчастливилось сниматься с Владимиром Яковлевичем в многосерийном «Танкодроме». Я играл молоденького танкиста-лейтенанта, а он — генерала. В сцене, когда мой герой докладывает ему, старшему по званию, я вдруг увидел перед собой истинного боевого генерала, мудрого, уставшего от нелегкой службы. Как же легко было работать с таким талантливым партнером! И роли, сыгранные такими большими актерами, как Владимир Самойлов, — наше богатое духовное наследие.
ЛУЧШИЕ РОЛИ
- Свадьба в Малиновке (1967): Назар Дума
- Тени исчезают в полдень (1971): Аркадий Клычков
- Зимородок (1972): Сергей Иванович
- Премия (1974): Павел Батарцев
- Сибириада (1978): Афанасий Устюжанин
- Визит к Минотавру (1987): Владимир Уваров
- Благородный разбойник Владимир Дубровский (1988): Кирила Троекуров
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Житинкин, режиссер-постановщик:
— Малого театра Об этом потрясающем артисте я услышал еще до того, как он появился в Москве: мой однокурсник Женя Дворжецкий был из Горького, и он рассказывал, как фантастически играл в спектакле «Ричард III» некий артист Самойлов. Спектакль этот и правда был бомбой: возможно, сейчас в это трудно поверить, но посмотреть его приезжали из Москвы — так, как ездили смотреть постановки Товстоногова в БДТ.
Не поленился съездить туда и посмотреть Самойлова в «Ричарде III» и Андрей Гончаров и пригласил в Театр Маяковского, но там, увы, он центрального места не занял. Как выяснилось, он нужен был Гончарову в большей степени для советских пьес.
Заметные работы у Самойлова были — он, на мой взгляд, блистательно сыграл Корзухина в «Беге», и Анита в «Беседах с Сократом», и Веллера в «Игре в джин», да и вообще он играл много, но культовым для зрителей все же не становился. Возможно, попади он во МХАТ, к Ефремову, он там был бы успешнее… После его ухода от Гончарова он оказался в Театре Гоголя, тогда совершенно непопулярном. Наверное, если бы «Лир» вышел, Самойлов заставил бы говорить о себе снова. Но случилось иное.
Единственное, что утешает: в театральной среде есть такое предание, что умерший на сцене артист попадает в рай. Самойлов ушел на репетиции, на очень яркой финальной точке.