Лючия Сухорукова: Без доверия в цирке делать нечего
Международный фестиваль циркового искусства «Золотой слон» завершился в Жироне (Испания). Гран-при взяла российская воздушная гимнастка Лючия Сухорукова, которая уже много лет выступает под куполом Московского цирка Никулина на Цветном бульваре. «Вечерняя Москва» пообщалась с артисткой.
— Лючия, что помогло вам победить на международном фестивале?
— Уникальное сочетание акробатических элементов и реквизита. Мы (в дуэте с братом Егором Сухоруковым. — «ВМ») пользовались «воздушной сеткой» (цирковой реквизит, снаряд.
Внутри такой сетки стоят гимнасты, их поднимают в воздух специальным краном. — «ВМ»), что для воздушных гимнастов не самый простой вариант. Каждая наша акробатическая связка в этом номере — эксклюзивная. Нет ни одного дуэта гимнастов, у которого была бы настолько же сильная цирковая часть с этим реквизитом. Особым образом украсили мы и саму сетку: обклеили ее десятью тысячами стразов. Технически это усложнило нам задачу, потому что стразы царапали тело. Зато каждый узелок нежно переливался под светом софитов.
— Насколько высоко вы парите под куполом? И что помогает сосредоточиться наверху?
— Зависит от конкретной площадки. В среднем 25 метров. Бывала и на высоте 30 метров. На самом деле это число уже не имеет значения. Под куполом происходит перевоплощение, и я полностью погружаюсь в работу. Наверху есть только я, реквизит и мой образ, поэтому думаю о том, как лучше, правильнее, более пластично выполнить каждый элемент номера.
— У вас в арсенале десятки вариантов обрывных трюков: при их выполнении кажется, что вы сорвались и летите вниз. Насколько сложно побороть страх?
— Обрывы — это всегда очень сложно, особенно когда этот элемент исполняется в паре, при поддержке партнера.
Чтобы это получалось, мы долго репетируем с матами на низкой высоте. На это могут уйти и годы: нужно прийти к абсолютному доверию и пониманию того, как могут повести себя тела — твое или партнера — в той или иной ситуации.
Только отработка навыков и помогает справиться со страхом. Некоторые виды обрывов с партнером требуют колоссального доверия. В сольных выступлениях также — чтобы не бояться, я проверяю реквизит. Когда закладываешь высоту, нужно уметь за мгновения рассчитывать риски и принимать решения. Это дают только опыт и время: годы репетиций.
— На международном фестивале «Без границ» в Санкт-Петербурге вы получили золотую стелу за номер «Все еще люблю тебя». Почему он так назван?
— Этот номер — самый сильный в нашей программе. Он сложный и примерно на 80 процентов состоит из обрывных трюков. В упрощенной версии мы показывали его и на другом международном фестивале — в Луганске в 2019 году. Он исполняется под песню Still loving you группы Scorpions, что в переводе означает «Все еще люблю тебя». Также мы доработали фабулу внутренних отношений наших персонажей в соответствии с мотивом песни о любви.
Почти весь номер мы исполняем на ремнях. Но я к ним почти не прикасаюсь: вся моя работа — обрывная, потому что я держусь за партнера. Он подбрасывает меня, кидает. Добавили мы и «трюки-зубняки». Это значит, что напарник держится за реквизит зубами, а уже за него держусь я. То есть в результате — двойной вес.
ДОСЬЕ
Лючия Сухорукова родилась 16 мая 2000 года в Калининграде. Там будущая воздушная гимнастка росла и занималась в цирковой студии. Затем, в 2018 году, переехала в Москву и поступила в Училище циркового и эстрадного искусства, которое через четыре года успешно окончила. Со второго курса Лючия Сухорукова работает в знаменитом Московском цирке Никулина на Цветном бульваре.
Коротко о главном
— Открывают ли современные технологии какие-либо новые перспективы цирка?
— Новые средства управления светом и музыкой позволяют работать с драматургией номера, подобрать нужные трюки. Некоторые номера приобретают собственную аутентичную историю. Ведь зрителю интереснее разобраться в сюжете того, что происходит на сцене. Задача артиста, получается, не только качественно исполнить трюк, но и донести мысль, передать историю посредством умелой постановки.
— Как вы считаете, не утратил ли цирк свою славу?
— Наоборот, цирковое направление перерождается. Цирк будет жить, пока есть люди, которые горят своим делом, хотят удивлять и впечатлять зрителя. Это искусство — одно из самых необходимых, потому что именно там можно увидеть людей, вроде бы так похожих на тебя, но физические и психологические способности которых позволяют делать невозможное.
— Насколько талантливы гимнасты в России и в чем их уникальность?
— На мой взгляд, сейчас есть много молодых и сильных людей, которые со дня на день будут покорять сердца зрителей. Наша гимнастика особенная. В цирке очень сильная школа, самая мощная в мире, сохраняемая тренерами на очень высоком уровне. За рубежом такого нет. Думаю, это касается и спорта, и балета.
— Директор Московского цирка на Цветном бульваре Максим Никулин говорил, что сейчас настало сложное время для спортсменов из России, но они справляются. Что думаете по поводу «отмены» российских выступлений?
— Это не самая глобальная проблема сейчас. Каждый может найти выход и решение. Сложности открывают новые перспективы. Я рада тому, что появились новые возможности — поездить по стране, показать мастерство своему же зрителю. Я была уже и в Луганске, и в Симферополе — мне очень понравилось. Буду очень рада, если пригласят выступать и в других городах. Ведь каждый из них особенный. Я хотела бы увидеть страну, побывать в новых для себя местах.