Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

Владимир Стеклов меняет профессию: актер дежурил со следователями и тренировался в отряде космонавтов

Общество

Одной из киноработ, которая принесла широкую известность народному артисту России Владимиру Стеклову, стала роль следователя в фильме «Криминальный квартет». Накануне Дня следствия, мы поговорили с ним про подготовку к «ролям в погонах» и к полету в космос, а также про то, зачем он создал собственный театр.

— Владимир Александрович, вы много раз играли людей в погонах. При подготовке к таким ролям вам помогали советами полицейские?

— Конечно, были люди, которые помогали. В картине «Процесс», которую снимал Алексей Симонов, я, например, играл «важняка» — следователя по особо важным делам. Мне очень помогли ребята из Следственного комитета, это было еще в советское время. Когда позволяло время, начиная с утра и кончая глубоким вечером, я сидел вместе с ними в кабинете и наблюдал за их работой. Для меня было важно, как проходит их день. Они забывали о доме. Меня удивило, что большую часть времени они проводят в кабинете, и я говорил: «Ребята, я думал, что вы постоянно где-то на вызовах». А они отвечали: «Нет, у следователя много кабинетной работы, хотя надо и выезжать на место происшествия».

— А какую из таких ролей можете назвать самой любимой?

— Они все не то что любимые, но достаточно интересные, потому что все служебные работы требуют особых подходов, чтобы передать в образе, как человек выглядит, чем занимается. И очень важно, чтобы за служебной спецификой просматривалась и человеческая личность. Что за человек этот герой — вот на это обращают внимание зрители. Для меня любая роль — это некий собирательный образ. Замечательно, например, создавал такой образ великолепный мастер Евгений Евстигнеев. Стоит вспомнить «чаплиновскую» походку его профессора Плейшнера из «17 мгновений весны».

Я думал, почему он выбрал такую характерную походку, ведь она очень запоминается, а люди, которые занимаются разведдеятельностью, не должны выделяться в толпе. Но здесь герой был непрофессиональным человеком, которого погрузили в эту непростую специфику.

И вот как раз такие черты выдают в нем непрофессионала и в то же время подчеркивает всю глубину драмы человека, который взялся за очень важное и опасное дело и повел себя неправильно.

И ты ему сочувствуешь, тебе его очень жаль. Поэтому, создавая образ, я всегда опираюсь на свои наблюдения. Смотрю, что в нем выдаст профессионала, а что личностные качества. И когда что-то непонятно, пытаю консультантов или тех, кто в курсе.

Стеклов на переднем плане / Кадр из фильма «Криминальный квартет», 1989 год

— С артистами созданного вами Московского современного художественного театра вы не раз были на Донбассе. Расскажите об этих поездках.

— Мы начали туда ездить, когда Донбасс еще не был в составе России. Хотя я считаю, что Донецк, Луганск, Запорожье и Херсон были в ней всегда, как и Крым. Поэтому мы ездим туда не в гости, а к себе домой. И у нас там появилось очень много друзей. Мы едем туда с большим сердцем и с большим уважением, считаем своим гражданским и человеческим долгом ехать туда. И в данный момент наш артист Сергей Моховиков находится в Луганской Народной Республике с творческим концертом. В апреле поедут Сергей Холмогоров, Руслан Банковский, Иван Николаев и другие артисты.

— Человек с вашей известностью и вашим опытом наверняка бы нашел применение в госучреждениях культуры. Почему вы решили создать свой частный театр, где стали худруком? Без дополнительного финансирования это довольно тяжело.

— Во-первых, это возможность создавать что-то новое, свое. Ведь в гостеатрах, при всем уважении, ты человек наемный. А здесь мы с директором и главным режиссером Русланом Банковским попытались создать театр, в котором своя художественная целостность, свое направление, где я сам могу влиять на репертуарную политику.

— Почему вы при этом часто обращаетесь к классике?

— Классика нужна всегда, на то она и классика. Классические произведения имеют одну особенность: они показывают, на что способен человек в «минуты роковые».

— Скоро День космонавтики. Вы еще в конце 1990-х могли первым из артистов полететь в космос для фильма Юрия Кары, который так и не сняли из-за отсутствия финансирования. Вы проходили подготовку в отряде космонавтов. Трудно было?

— Трудности возникали с первых дней. Ведь стандарты для отбора кандидатов создавались еще при наборе первого отряда. К примеру, 60 процентов людей поддаются тренировкам на вестибулярный аппарат, 20 процентов — не поддаются никогда. Помимо тренировок, многое нужно было учить: запоминать конструкцию узлов, сегментов.

И уметь починить неисправный прибор, если случится нештатная ситуация. Нас экзаменовали люди из института Хруничева, не делая скидок на то, что я актер. Но я старался быть не хуже профессионалов. Запомнились тренировки, когда надо было надеть скафандр без чьей-то помощи, сесть в нем, потом тебя погружают в барокамеру, где находишься в невесомости четыре часа. В иллюминатор заглядывали люди и показывали большой палец, но пошевелиться было нельзя.

ДОСЬЕ

Владимир Стеклов родился 3 января 1948 года. Художественный руководитель Московского современного художественного театра, народный артист России. В разные годы играл следователей в фильмах «Провинциал», «Гардемарины, вперед!», «Процесс», «Криминальный квартет» и др. А в фильме «Казнокрады» сыграл министра МВД.

amp-next-page separator