Главный редактор издательства патриотической литературы «Вече» писатель Сергей Дмитриев показывает новинки — книги о спецоперации и Крымской весне / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Писатель Сергей Дмитриев: Нужно больше заинтересованных писателей

Общество

Тема Донбасса все больше и полнее отражается в российском искусстве. О том, что привело к началу спецоперации, о судьбах наших бойцов ставятся спектакли, выходят фильмы, но первой откликнулась литература. Корреспондент «Вечерняя Москва» поговорила с главным редактором издательства «Вече», писателем Сергеем Дмитриевым о рождении новых фронтовых произведений и сложностях, с которыми сталкиваются авторы-патриоты.

Спецоперация и предшествующие ее началу события в Донецкой и Луганской народных республиках все чаще и чаще становятся основой сюжета для произведений искусства. В этом сезоне в Театре Моссовета состоялась премьера спектакля «Неотправленные письма» по роману Олега Роя, который был опубликован в издательстве «Вече». Сейчас именно оно публикует больше всего книг современных авторов патриотической литературы разных поколений. Мы побеседовали с главным редактором Сергеем Дмитриевым о том, кто сейчас пишет о Донбассе, почему эта литература пока еще не становится массово популярной и можно ли считать, что на наших глазах рождается новая «лейтенантская проза».

— Сергей Николаевич, кто из авторов откликнулся и пишет о событиях на Донбассе?

— Прошло всего два года с начала СВО, но уже появился огромный пласт литературы о противостоянии на Донбассе. Все началось, как это часто бывает, с поэзии. Уже с февраля 2022 года в Союз писателей России начали приходить сотни стихов на эту тему. С этого времени началась колоссальная работа. Я не преувеличиваю: к ней было привлечено примерно 500 поэтов. «Вече» выпустило уже более 10 сборников стихотворений, а на местах еще больше вышло в региональных отделениях Союза писателей России.

Сначала эти сборники были разноплановые, потом стали тематическими — женщины о спецоперации, представители национальных республик и округов, юные поэты, авторы «новых регионов». Потом мы уже собрали антологию «За други своя», в которую вошло более 500 стихотворений 170 авторов.

Почему именно поэты откликнулись первыми? Им всегда проще, они более эмоциональны, быстрее пишут. Но за это время постепенно начала набирать обороты и проза. Когда шла Великая Отечественная война, та самая «лейтенантская проза», столетие которой мы в этом году празднуем, родилась не сразу.

— Тоже сначала были стихи и поэмы?

— Основные произведения в прозе начали появляться только с 1946 года, а первые, опять же — «Василий Теркин» Александра Твардовского или, скажем, стихи Константина Симонова и других поэтов появлялись, как правило, в ходе боевых действий.

Почему в этом году мы празднуем столетие лейтенантской прозы? Потому что в этом году 100 лет Юрию Бондареву, Борису Васильеву, Владимиру Богомолову, Василю Быкову, Виктору Астафьеву... Все они серьезно начали писать после войны

— А что с прозой о Донбассе?

— Эти произведения пока мало кто знает, но появились они очень рано, еще до СВО. С 2014 года у нас вышли книги: «Дорога на Дебальцево» Аллы Бегуновой о борьбе с батальоном «Айдар»*, трехтомник Александра Пересвета «Мститель Донбасса», «Плата кровью», «Воины Империи» о судьбе командира разведывательного подразделения. Вышла интересная книжка Георгия Савицкого «Танк «Черный сепар» о том, как шло формирование ополчения в ЛНР и ДНР, как велась борьба за Саур-могилу (курган в Горловском районе, на котором после Великой Отечественной войны был создан мемориальный комплекс. — «ВМ»). Был роман Александра Можаева «За чертой».

— Все написаны с 2014 по 2022 год?

— Да, и публиковались с 2015 года. Но, конечно, тогда не только проза выходила. Был и сборник поэзии «Ожог», переизданный три раза. Что интересно — преимущественно туда вошли именно местные поэты Донбасса. Тогда еще эта тема не воспринималась так остро в Москве и на других территориях России, она вся звучала там, на «новых территориях». Но когда началась спецоперация, с февраля 2022 года, мы издали уже десять романов об этих драматических событиях.

Я бы отметил творчество Николая Иванова, председателя правления Союза писателей России. Он полковник, сам воевал, прошел чеченскую кампанию и написал интересный роман «Суворовец Воевода. Боец республики», где впервые рассказывается о судьбе молодого парня, суворовца Артема Воеводы, который попадает из тульского училища на Донецкий фронт.

— Если попробовать проследить, как изменился жанр за этот период, какие тенденции?

— Сначала обо всем этом преимущественно писали местные писатели, кто там это проживал. А с 2022 года тема привлекла более широкий круг авторов, тех, кто стал приезжать в зону конфликта. То есть первый период был преимущественно Донецко-Луганским, а сейчас начался уже всероссийский этап. И самое главное — проза стала более насыщенной реалиями войны. Писатели много ездят на фронт.

Я сам был в подобных литературных десантах. Ты попадаешь «за ленточку», видишь атмосферу, беседуешь с офицерами и солдатами. Пример такой литературы — роман «Неотправленные письма» Олега Роя. Читатели знали его как автора самых разных жанров: мелодраматических, мистических, детективных... А тут рождаются три тома военной прозы о спецоперации.

Олег там был около двадцати раз, попадал под обстрелы и в другие переделки. В его романе собраны письма, которые были утеряны на фронте, и по этому произведению уже поставлен спектакль в Театре Моссовета. Следующий его роман «Тени Донбасса» тоже ставят в театре, а Сергей Гармаш уже озвучил эту аудиокнигу.

Самое яркое произведение из трилогии Олега Роя — его роман «Сашка Вагнер. Вера. Отвага. Честь». Это история реального человека, которого знал Олег. Он из тюрьмы пошел на фронт, стал штурмовиком, героем и погиб. В книге описывается метаморфоза — как человек из заключения, куда попал случайно, как это порой бывает, пошел на фронт и спас огромное количество людей в боях за Азовсталь. Это события 2023 года. В общем, работа Роя — пример того, как человек, посещая фронт, находит сюжеты.

— В литературе, посвященной Донбассу, поднимается большое количество проблем, широк и круг обзора: ЧВК «Вагнер», ополченцы, жизнь обычных людей...

— Совершенно точно! «Тени Донбасса», например о судьбах детей, у книги даже подзаголовок — «Маленькие истории большой войны». Недавно мы издали книгу Алексея Шорохова «Бранная слава». Он только что пришел с фронта: более 10 месяцев был добровольцев и служил в штурмовой разведывательной бригаде.

Алексей удостоен государственной награды, получил сильное ранение и контузию — в их расположение попала бомба. Прошло меньше полугода, а мы уже издали его книгу. Что любопытно, находясь на фронте он писать прозу не мог. «За ленточкой» нужна абсолютная концентрация на боевых действиях, и чтобы писать художественные произведения, сил не остается. Но все это время он вел фронтовой дневник, краткие записи, которые мы тоже опубликовали! В издание вошли повесть, дневник, несколько рассказов и стихи Шорохова. Может быть, это самый лучший пример того, как человек, попадая на фронт, становится таким многоплановым автором.

Пару недель назад вышел роман Катерины Полтавченко «В прицеле Азов». Она описывает события с 2014 года о работе разведгруппы в Мариуполе. Сейчас готовится к выпуску книгасборник «Фронтовое причастие». Это образец того, как в одной книге соединяются гражданская и ратная части войны, показан взгляд на войну со стороны фронта и тыла.

— Судя по количеству названных произведений, писателей много, и приходится выбирать, кого публиковать….

— Просто все знают, что именно «Вече» издает много книг о Донбассе. Мы в этом смысле некая заметная вершина, и все, кто занимается данной темой, обращаются к нам. Но, конечно, произведения появляются разными способами.

Есть такой писатель Валерий Поволяев, один из лучших мастеров военной прозы. По просьбе нашего издательства он написал повесть о погибшем на Донбассе Анатолии Яцко — мы реально знали этого человека. Автор встретился с его сыном, и на основе его воспоминаний и сослуживцев героя Валерий Дмитриевич написал повесть «Путь кочевника». Так что бывает, что мы и сами заказываем книги писателям.

Еще один сборник мы выпускали по гранту Президентского фонда культурных инициатив — «Возвращение домой. Молодая проза Донбасса». Со всех регионов — Луганск, Донецк, Запорожье и Херсон — собрали молодых писателей.

Там не все про войну: есть и про любовь, и про довоенную жизнь. Здесь важен сам факт, что появился уже целый ряд юных авторов, которые работают с этой темой.

— Если выделить общие тенденции, то какая она, литература о Донбассе?

— Первый признак — широкий круг авторов. Пишут совсем разные люди: военные, гражданские, те, кто приезжает туда на время и кто живет на присоединенных территориях. Второй — в этой литературе превалирует документализм. Люди описывают именно то, что видят своими глазами, а не как Лев Толстой, например, через много лет после Отечественной войны 1812 года написал «Войну и мир», где работал уже с образами и мифами, которые сложились вокруг тех событий. Сейчас же мы получаем именно актуальную прозу. Она, может быть, чрезмерно натуральная и эмоциональная, но это обязательный этап литературы. В произведениях о Великой Отечественной войне то, что писали поэты в 1942–1943 годах, совершенно не похоже на то, что они писали через 15–20 лет. Сейчас тот же самый процесс.

— А проза молодых и старших авторов отличается?

— Конечно. Молодой человек, как правило, еще не совсем готов к жизненным испытаниям, воспринимает их слишком эмоционально. В их произведениях превалирует часто натурализм.

Человек более опытный немного иначе воспринимает события — может быть, он прошел и другие войны, как, например, Николай Иванов прошел Чечню. К тому же у старшего поколения все же больше профессионального опыта, а молодые пишут еще неумело, это их первые шаги. Ну и хорошо — пусть люди растут, совершенствуются.

— Вы мне назвали большое количество имен, но сейчас часто говорят о том, что патриотической литературы не хватает...

— Загвоздка в том, что произведения есть, но их просто никто не знает! Это проблема уже не издательств, а общественного внимания, интереса. Играет роль и политика больших сетевых магазинов — они острых тем сторонятся, делают ставки на известные коммерческие имена.

— А почему так произошло?

— Книжный рынок — это бизнес. Не могут же издательства существовать без продаж. И продать, скажем, детективчик, проще, чем создать новое имя писателя-фронтовика. Да к тому же за последние двадцать лет зарубежная литература по коммерческим причинам во многом оттеснила отечественную.

Тиражей современной российской художественной литературы выходит суммарно намного меньше. Это первая причина. А вторая — у нас скорее купят Булгакова и Толстого, чем современного молодого писателя. Получается парадокс, что в общем количестве всех книг за год доля художественной современной русской литературы занимает всего 3 процента! Представьте себе! Поэзия, кстати, 0,01 процента. Вот вам и ответ.

— Значимыми событиями в культурной жизни становятся ярмарки и фестивали. Есть ли возможность представлять литературу там?

— В 2022-м нас с темой Донбасса не пускали на фестивали, даже невозможно было провести презентацию поэтических сборников. Руководители площадок отвечали: «Это неформат, не надо пугать народ!» Сейчас все же ситуация улучшилась, можно проводить презентации и на фестивале «Красная площадь», и на ярмарке non/fiction в Гостином Дворе. Но все равно из ста презентаций будет только пара по Донбассу.

— Так все же почему?

— Большая сложность в том, что книжная индустрия сейчас подчинена не Министерству культуры, а Министерству цифрового развития — естественно, у них фокус внимания на телевидении, прессе и интернете. Получается, что театры получают ежегодные дотации, так же как и музеи, кинематограф. Литература же таких дотаций почти не получает. Поэтому сейчас у нас огромные сложности с рекламированием и распространением книг о Донбассе.

— Произведения, которые вы мне назвали, больше ориентированы на взрослых читателей. Есть ли сегмент детской литературы?

— Честно скажу, еще почти нет. Есть попытки создать комиксы о героях СВО. Олег Рой вместе с обществом «Знание» сделал яркий проект «Знание. Герои», где представлено 50 имен: краткие рассказы о военных с иллюстрациями. Это пока единственный пример.

— Мы с вами говорили про лейтенантскую прозу. Если заглянуть вперед, есть ли шанс у литературы о Донбассе стать равной?

— Ситуация все же не равноценна. Литература о Великой Отечественной войне формировалась после войны. Примерно 20–30 лет этой темой занимались сотни авторов. Из них и родились такие мастера военной прозы, как Юрий Бондарев, Владимир Богомолов, Борис Васильев. Должна быть масса писательских усилий, чтобы сформировались лучшие авторы и произведения. Я вам назвал примерно десять имен, а этого все же маловато для отражения такой эпохальной темы, как спецоперация и события на Донбассе. Нужно еще время, и через пять-десять лет напишутся новые романы, и тогда, может быть, в огромном количестве написанного «выкристаллизируется» новый Юрий Бондарев. Пока мы к этому только идем! * Запрещенная в России террористическая организация.

ДОСЬЕ

Сергей Дмитриев — поэт и издатель, фотохудожник и путешественник, заслуженный работник культуры РФ. Член Союза писателей России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, действительный член Академии российской словесности и Академии русской литературы.

Родился 10 июня 1959 года в Великом Новгороде. С 1977 года живет в Москве. Окончил исторический факультет МГПИ имени Ленина.

С 1981 по 1994 год работал в издательстве «Молодая гвардия», пройдя путь от младшего редактора до главного редактора издательства. Впоследствии и по настоящее время — главный редактор издательства «Вече». Участвовал в подготовке и выпуске более 10 тысяч книжных изданий. В 1989 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

ТОП–5

Издательства, которые специализируются на военно-патриотической литературе:

  • «Пятый Рим»
  • «Вече»
  • «ВоенНая книга»
  • «Отечество»
  • «Армпресс»

amp-next-page separator