Ставят под контроль: как изменится миграционная политика в России
После теракта в «Крокусе» Россия ужесточила миграционную политику. Госдума принимает закон о запрете фиктивных браков иностранцев с целью получения гражданства. Экс-начальник полиции Коммунарки Андрей Тургенев задержан за организацию незаконной миграции. Арестованы сотрудники Института имени Пушкина, торговавшие сертификатами о знании русского языка для получения мигрантами вида на жительство. Рособрнадзор допустил возможность включения в экзамены для мигрантов проверки устной речи. Как еще изменится миграционная политика — выясняла «Вечерняя Москва».
Гайки — закручивают. Госдума в первом чтении приняла поправки сразу в два закона: «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» и «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
— Сейчас заключение фиктивного брака — без намерения создать семью или оформление фиктивного усыновления — одна их лазеек для нелегальной миграции, — заявил спикер ГД Вячеслав Володин. — Необходимо пресечь действия фирм, которые могут оказывать услуги заключения фиктивного брака за деньги.
По мнению Володина, те, кто хочет проживать в России, должны знать язык и уважать культуру и законы страны. Брак же иностранцами должен заключаться исключительно ради создания семьи.
Теневой бизнес
— Организация приезда в Россию (на заработки или чтобы остаться) — это большой бизнес. Часть услуг оказывается легально, а часть — нет, потому что они связаны с коррупцией, — рассказывает кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев.
С коррупцией власти пытаются бороться. Недавно бывший начальник отдела МВД «Коммунарский» Андрей Тургенев и старший инспектор того же отдела Вадим Маган были задержаны по подозрению в организации незаконной миграции. По данным следствия, с 1 января по 31 августа 2022 года два полицейских фиктивно поставили на миграционный учет более тысячи иностранцев. Понятно — за взятку. А еще Черемушкинский суд Москвы поместил под домашний арест бывшую сотрудницу Института русского языка имени А. С. Пушкина Марину Бальбурову.
В последнее время женщина работала в частной фирме, предоставлявшей услуги для мигрантов. Два ее «соратника» — Геннадий Тарасенко и Татьяна Новикова — искали гастарбайтеров, желающих получить сертификат о знании русского языка. Бальбурова принимала экзамены, предоставляя ответы на тесты. Таким образом, плохо или совсем не говорящие на русском языке иностранцы успешно проходили тест. По предварительным данным, почти 500 граждан Таджикистана и Узбекистана получили сертификаты, удостоверяющие сдачу экзамена по русскому. Сертификат — документ важный. Он нужен иностранцам для получения трудового патента, разрешения на временное проживание, вида на жительство и оформления российского гражданства.
Силовики посетили и кадровое агентство «Европа-Азия» — на Новоясеневском проспекте.
Здесь есть помещение для экзаменов, которые проводит Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина. Стоимость комплексного экзамена для получения патента — 4000 рублей. Для получения разрешения на временное проживание — уже 5000. Столько же стоит экзамен для пакета документов на ВНЖ. А вот для гражданства — 6000 рублей.
Консультация, на которой мигрантам рассказывали, как у них будут принимать экзамен, — еще 600 рублей. Итого с каждом мигранта можно иметь до 20 тысяч.
Противопоставляют свои традиции нашим
Глава СК РФ Александр Бастрыкин, выступая на Международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге, заявил, что массовый завоз мигрантов может быть для страны опасен.
— Года три назад я был с официальным визитом в Узбекистане. Нам наши коллеги из прокуратуры Узбекистана говорили: «Зачем вы их берете? Они тут-то никому не нужны! А вы их берете к себе и даете гражданство». И миграционная преступность молодеет. Это ребята 14–15 лет, групповые нападения на россиян, очень часто ничем не спровоцированные. В Москве мы выявили банду узбеков, которые совершали нападения не с целью грабежа, а с целью унижения русских людей. Нам никак эту тенденцию не перебороть, мы расследуем, привлекаем, но это требует внимания на самом высоком уровне, куда мы докладываем об этой проблеме. Но наш бизнес (имена хорошо известны) прямо на тех совещаниях, в которых мы участвуем при поддержке некоторых наших министров, прямо говорит: «Без мигрантов из Средней Азии наша экономика погибнет! Не будет движения, не будет развития», — заявил Бастрыкин.
По его словам, мигранты «не врастают в российскую культуру и не учат этому своих детей». Более того, они противопоставляют русской культуре свою традицию.
— Приходят дети, в некоторых классах 70 процентов ребят из Средней Азии. Но они не хотят изучать русский язык, русскую культуру, они обособляются, взрослые их в этом поддерживают, и они не врастают в нашу культуру, а противопоставляют свою традицию, культуру нашей русской культуре, — заявил руководитель СК.
Восполняют дефицит
— Бастрыкин, будучи представителем силовиков, судит со своей колокольни, — считает Виктор Кудрявцев. — Но очевидно, что мигранты появились не просто так. Где брать кадры для строительства, ЖКХ, сферы услуг, общественного транспорта, ретейла? Согласно прогнозу Росстата, численность населения России в 2024–2032 годах будет сокращаться более чем на 400 тысяч в год! И это с учетом приезда мигрантов. Естественная убыль населения — превышение числа умерших над числом родившихся — в ближайшие восемь лет будет превышать 600 тысяч человек в год. А в некоторые годы и 700 тысяч. Миграционный прирост ожидается в диапазоне 210–230 тысяч человек в год. Население России будет сокращаться даже с учетом роста постоянно живущих в стране мигрантов. Если мигрантов не будет, оно станет снижаться еще быстрее!
Эксперт напомнил: в 2018 году решили увеличить пенсионный возраст.
— Главная цель этого крайне непопулярного решения — увеличить число работающих. У нас огромный дефицит кадров. Можно сколько угодно возмущаться, но кто будет работать вместо мигрантов? — рассуждает эксперт.
Ученые НИУ ВШЭ недавно опубликовали дайджест «Демографические изменения и предложение рабочей силы в регионах России». Согласно их прогнозу, численность рабочей силы в России снизится до 2030 года с 74,7 до 72,8 миллиона человек. Изменится и возрастной состав работающих: доля людей младше 40 лет снизится с 42 до 37,4 процента. Главной причиной старения рабочей силы эксперты называют вступление в трудоспособный возраст малочисленного поколения 1990–2000-х годов рождения. Наиболее сильное сокращение доли трудоспособного населения ожидается в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Московской и Ленинградской областях.
Большая политика
— Проблема мигрантов — не только экономическая и социальная, но еще и геополитическая, — рассуждает политолог Григорий Савельев. — Возьмем Таджикистан. Около 40 процентов ВВП страны — денежные переводы из-за рубежа. Прежде всего, конечно, от мигрантов из России. И это притом, что страна в принципе бедная, с огромной безработицей. Допустим, мы вводим с Таджикистаном визовый режим, на работу таджиков не берем.
Экономика страны рушится. Крайне велика вероятность революции и сноса действующей власти: при резком обнищании страны это обычное дело. Кто придет в Таджикистане к власти? С вероятностью 100 процентов — радикальные исламисты. Благо под боком Афганистан с понятно каким режимом. Если мы вводим визы с Узбекистаном и Киргизией, случится то же самое: обнищание, революция, победа радикалов. В течение нескольких лет эти ребята «подберут» и Казахстан: территория большая, а население — всего 19 миллионов, и большинство — мусульмане.
Тогда Россия получит на своих границах огромный Афганистан, по сравнению с которым проблема Украины покажется добрым «спором славян между собою». На мой взгляд, нам нужно не мигрантов выгонять, а думать о расширении Евразийского экономического пространства.
Помимо Казахстана и Киргизии включать туда другие страны Центральной Азии.
Третий путь
О проблемах миграции в одном из недавних интервью высказался и президент России:
— Ведь когда привлекают трудовых мигрантов, всегда говорят о необходимости делать это в связи с нехваткой рабочих рук. Наши предприниматели должны понимать, что ситуация для них с точки зрения наличия рабочих рук не изменится к лучшему в ближайшие годы — они столкнутся с дефицитом рабочей силы, — сказал Владимир Путин. — А значит, для того чтобы решать эту проблему кардинально, нужно повышать производительность труда и снижать количество работающих на тех участках, где можно это сделать, добившись даже большего результата, внедряя современную технику. Для этого нужно проводить инвестиции в эту сферу и готовить кадры.
Финансовый аналитик Артем Извольский уточняет важный момент:
— Тут нужно принимать политическое решение. Точнее — целый ряд решений, касающихся взаимоотношений бизнеса и власти. Ведь мигранты — это «игра в короткую», которую мы начали в 1990-х и до сих пор продолжаем. Зачем строить свои самолеты, если можно купить «Боинги» и «Эйрбасы»? Зачем конструировать и производить российскую уборочную технику, если можно нанять 50 мигрантов с лопатами? Зачем нам содержать колледжи, где готовят строителей, если проще купить готовых? «В короткую» такая схема вполне жизнеспособна. А «вдолгую» наш бизнес играть не привык.
«Я сейчас заработаю, детей учиться в Англию отправлю, сам домик на Лазурном побережье куплю и туда жить уеду», — вот так рассуждали до сих пор многие. И так делали. От долгосрочных инвестиций большинство воздерживались, потому что «неясно, что завтра будет». Ведь мигранты дадут мне прибыль сейчас, а закупка новой техники, которая может их заменить, и возврат долгов за нее — это десятки лет. Если власть хочет, чтобы бизнес начал «игру вдолгую», она должна дать гарантии и четкие перспективы развития страны. Власть и бизнес должны научиться доверять друг другу, только тогда «игра в долгую» в принципе начнется.
Как пояснил эксперт, Москва уже идет по этому пути.
— Мне очень нравится история с технополисами: когда город дает льготы при производстве высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Тебе нужно не 100 мигрантов, а 10 квалифицированных сотрудников. Причем прибыль от бизнеса будет значительно выше. Вот в эту сторону нужно идти.
Перефразируя Суворова, можно сказать: «Работают не числом, а умением».
Мигранты — не зло и не добро. Это дешевый ресурс, быстрый вариант решения задач для бизнеса. Но этот быстрый вариант, похоже, себя исчерпал. С помощью мигрантов развивать экономику не получится. Мигранты не построят ни самолет, ни даже автомобиль. А нам нужно и то и другое. Свое.
В ТЕМУ
Одна из главных проблем развитых стран — нелегальная миграция. Порою с ней борются очень жестко. Так, например, в Великобритании власти страны выселили всех цыган из графства Эссекс: те заняли частные земли. Франция провела массовую депортацию румынских цыган. Поводом для нее стали столкновения цыган с полицией в долине Луары. В Японии предпринимателю, незаконно нанявшему иностранца на работу, грозит до трех лет тюрьмы или штраф до 3 миллионов иен (37,5 тысячи долларов). Иммиграционная служба вместе с полицией систематически проводит облавы в местах возможного проживания незаконных мигрантов. В США на границе с Мексикой для сдерживания мигрантов построили стену высотой 4–5 метров и протяженностью свыше 1000 км.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
По данным Следственного комитета России, количество мигрантов в нашей стране составляет 14,5 миллиона человек: это примерно10 процентов населения страны.
Лидеры же по доле мигрантов в населении страны — страны Ближнего Востока. Так, в ОАЭ приезжих — 88 процентов от числа жителей страны. Далее с небольшим отрывом следуют Кувейт, Катар, Бахрейн и Оман.
Среди англосаксонских государств лидеры по числу иммигрантов Австралия — 30 процентов населения, Новая Зеландия — 29 процентов, Канада — 21 процент, Ирландия — 18 процентов. Из стран Западной Европы наиболее привлекательны для мигрантов Швейцария — 29 процентов числа жителей страны, Швеция — 20 процентов, Австрия и Германия — по 19 процентов.
Из бывших советских республик в этот топ попал Казахстан: 20 процентов жителей страны — приезжие. В основном — из соседних Узбекистана и Киргизии.
С ними надо научиться правильно работать
Вячеслав Поставнин, руководитель Научного центра евразийской экономической интеграции и сотрудничества:
— Высокие технологии — это прекрасно. Но ни в США, ни в Германии, ни в Южной Корее — самых технологически развитых странах — полностью без мигрантов все равно не обходятся. Больше того, в мире даже есть понятие «регулируемая нелегальная миграция». Кто собирает урожай в израильских кибуцах, на плантациях цитрусовых в Испании и Италии? Кто работает «на клубнике» в Польше? Думаете люди с патентами? Нет, это нелегалы. И местные власти закрывают на ситуацию глаза. Потому что это сверхдешевая рабочая сила, позволяющая производить продукт по низкой себестоимости, а потом его продавать, получать хорошую прибыль, а значит, и налоги в казну.
Мы еще только учимся работать с мигрантами, мы примерно в четвертом классе. А они уже университет оканчивают. На мой взгляд, в обозримом будущем мы полностью отказаться от мигрантов не сможем: этого не сумели сделать даже самые развитые страны. Вопрос нужно ставить по-другому: как правильно мигрантов использовать? Во-первых, нам нужны службы по их трудоустройству — чтобы приехавший на заработки не болтался по Москве, не зная, куда пристроиться, и не совершал преступления, а работал. Во-вторых, нужно выстроить работу с мигрантами, сделать так, чтобы они могли интегрироваться в обществе, не обращаясь к помощи диаспоры.
Ведь когда все вопросы — трудоустройство, медицина, справки, «взаимодействие» с полицией решает уважаемый человек из диаспоры, ты становишься частью диаспоры, ты закукливаешься в ней и ты подконтролен уже не России, а своим землякам. Третье: мигрантов нужно учить русскому языку. Но не здесь, а в стране исхода. Пусть учат, пусть знакомятся с нашей культурой, нашими обычаями и порядками.