«Служить национальным интересам»: как будет работать новая трехуровневая система высшего образования в РФ
Кандидат на должность вице-премьера РФ Дмитрий Чернышенко заявил, что новую модель высшего образования внедрят в тысячах вузов России с 2026 года. Из нее исключат понятие «бакалавр» и взамен введут такие понятия, как «высшее» и «специализированное высшее образование». При этом магистратура останется, но будет совершенно иной. Как будет работать новая трехуровневая система высшего образования — в материале «Вечерней Москвы».
Как будет работать трехуровневая система высшего образования
Новую модель высшего образования внедрят в тысячах вузов России с 2026 года. В рамках новой модели уже создали 180 новых образовательных программ, на которые в прошлом году поступили более четырех тысяч студентов страны.
Новая система установит базовое и специальное высшее образование, а также профессиональное. В специализированную подготовку войдут магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка. Под профессиональным понимается аспирантура. Сроки обучения будут зависеть от уровня образования. Для базового высшего образования они составят от четырех до шести лет, а для магистратуры — от одного года до трех лет.
Новая система высшего образования включает три уровня:
- Базовое высшее образование со сроком обучения от четырех до шести лет.
- Специализированное высшее со сроком обучения от одного года до трех лет.
- Аспирантура для подготовки научных сотрудников.
Новая система высшего образования исключит понятие «бакалавр». Взамен будут введены такие понятия, как «высшее» и «специализированное высшее образование». При этом магистратура останется, но будет совершенно иной. Диплом магистратуры не приравняют ко второму высшему образованию.
Что изменится
По мнению эксперта в сфере образования Дениса Бикбаева, когда принималась Болонская система образования, многие эксперты говорили, что это очень негативно скажется на процессе подготовки новых квалифицированных кадров.
— Тем более что после четырех лет обучения нужно было еще обязательно идти в магистратуру. Из-за этого был разрыв программ, часов и практической деятельности студентов. Сейчас Россия возвращается к классической системе советского образования и подготовки кадров, — сказал он.
Эксперт отметил, что в новой трехуровневой системе высшего образования будет больше практической части, нежели сейчас предусматривает Болонская система.
— Это позитивно скажется на подготовке кадров не только в медицине и технических профессиях, но и в других направлениях образования в нашей стране. Будущее России за технологическим прогрессом, поэтому нужно совершенствовать нашу образовательную модель больше в практическую среду. Для того чтобы кадры уже приходили на предприятие, имея определенный опыт работы, — считает Бикбаев.
Почему система высшего образования нуждалась в изменениях
По словам главного редактора «Учительской газеты», члена общественного совета при Министерстве культуры РФ Арслана Хасавова, после начала специальной военной операции и введения санкций против Российской Федерации от целого ряда государств встал вопрос о том, чтобы искать вдохновение в национальной системе образования, то есть в нашем историческом прошлом.
— Дело в том, что в 90-е и 2000-е годы Россия присоединилась к целому ряду международных соглашений, в том числе к системе высшего образования к так называемому Болонскому процессу. Вместо специалитета, принятого в Советском Союзе и в первые годы Российской Федерации, появилась двухуровневая система высшего образования: бакалавриат и магистратура, — сказал собеседник «ВМ».
Это было сделано для того, чтобы дипломы российских вузов признавались другими государствами, студентам не нужно было тратить время на переводы, подтверждения и другие формальности. Любой российский выпускник должен был быть универсальным специалистом, образование которого признают в других странах, напомнил эксперт.
— С другой стороны, это нужно было для того, чтобы облегчить перемещение российских студентов по разным странам для продолжения обучения за границей и наоборот — при приеме иностранных студентов в Россию, чтобы была единая международная система, — рассказал Хасавов.
Специалист подчеркнул, что этого не произошло. Дипломы российских вузов все равно не признавали во всем мире. Поэтому было принято решение выйти из Болонского процесса, отказаться от бакалавриата и магистратуры и вернуться к системе подготовки специалистов в рамках специалитета.
— Большое значение этому решению уделялось в рамках экспертного сообщества, которое пришло к выводам, что трехуровневая система высшего образования наилучшим образом будет служить национальным интересам России и готовить первоклассных специалистов в различных отраслях, — объяснил он.