Фото: РИА Новости

Всегда желтый и пушистый: журналу «Мурзилка» исполняется 100 лет

Общество

16 мая 2024 года журнал «Мурзилка» отмечает 100-летие. Это старейшее периодическое издание для малышей, ним росли мы и наши дети. Выходит журнал и сегодня и стареть точно не собирается.

Как же было здорово бегать к почтовому ящику, чтобы однажды вытащить оттуда свежий, пахнущий типографской краской журнал, в котором было так много интересного! О том, как живет «Мурзилка» сегодня, мы поговорили с Ириной Антоновой, главным редактором издания и известным детским писателем.

— Ирина Алексеевна, так Мурзилка все-таки кто? Человечек, собачка, эльф, пушистик особого вида?

— Изначально он был собачкой, щенком. В честь этого создания журнал и получил название. Но были также версии, что он происходит от человечков брауни, про которые писала свои истории Анна Хольсен. И вообще много кого так называли. Но известно, что в 1937 году наш Мурзилка поменял свой облик благодаря художнику Аминадаву Каневскому, и сейчас мы его знаем таким, каким его увидел именно он.

Вообще, когда мне задают вопрос: «Кто же такой Мурзилка?» — я отвечаю, что он — персонаж сказочный, поэтому может принимать любой образ, быть таким, каким вы его видите. И когда я на встречах спрашиваю у детей, кто такой Мурзилка, они отвечают по-разному: что это и цыпленок, и медвежонок, и котенок. Помимо Каневского Мурзилку рисовали и рисуют многие художники, каждый по-своему, но наш герой всегда остается неизменно желтым, пушистым, носит шарф и берет, а также он — журналист, корреспондент, много путешествует с фотоаппаратом. Раньше у него был какой-нибудь «Зенит», а сегодня он может держать в лапах камеру. Ведь мир вокруг меняется! И Мурзилка меняется вместе с действительностью. Когда он был щенком, у него случалось много приключений, причем жизненных: он и с беспризорниками бегал, и с пожарными тушил пожары, и прыгал с парашютом. Позже он стал активным путешественником: бывал и в космосе, и на дне морском, и в разных частях света. Главное, он всегда рассказывал детям то, что их больше всего интересовало в данный момент.

Сегодня, например, на страницах журнала можно найти советы юным читателям о безопасности работы на компьютере и о том, какие сайты без разрешения и участия взрослых посещать не стоит.

— Секрет долголетия журнала именно в этом?

— Он — в преемственности поколений. Те, кто начинал журнал читать, выросли, начали покупать и выписывать его своим детям, а потом внукам. Выросли дети и следующего поколения, они стали родителями и начали выписывать журнал для своих детей. В общей сложности на «Мурзилке» выросло и воспиталось четыре поколения.

— А в вашу жизнь как «Мурзилка» вошел? Вы ведь работаете в журнале более 30 лет?

— А читаю его еще дольше! Ну как вошел… Пришел он ко мне, как ко всем юным читателям, — в детстве. А потом, когда я начала сама сочинять, волею судеб попала на семинар молодых писателей, который вел при «Мурзилке» замечательный писатель Юрий Коваль. Свой первый рассказ «Иванова, Петров, Сидорова» я показала в редакции, он был напечатан, за ним прошли другие... Потом я подружилась как автор с редакцией, и, когда появилось место, наш прежний главный редактор Татьяна Филипповна Андросенко предложила мне выйти на работу. Это была огромная честь — попасть сюда.

— У вас большой коллектив? Почему вас не видно в рознице?

— Нас всего десять человек, включая бухгалтерию и водителя. И мы — «ООО», на все зарабатываем сами. Современные реалии таковы, что, если речь идет о подписке, мы прекрасно знаем, какой тираж нужно выпускать. А розница крайне нестабильна, она требовала расходов и на выпуск лишних журналов, и при этом возврат был большим, ведь продажи зависят еще и от того, на какую полку в киоске и магазине журнал поставят. В общем, это были прямые убытки. Так что мы держимся за подписку, но стараемся цену на нее не повышать: на первое полугодие подняли ее всего на десять рублей. Мы хотим, чтобы журнал был доступен для большого количества читателей, поэтому и не делаем его элитным.

— У журнала разнообразный контент: тут и сказки, и рассказы, и стихи…

— …кроссворды, самоделки и всевозможные конкурсы. В нем много познавательных рубрик: «Галерея искусств» — о шедеврах мировой живописи, «Как появилось слово» — знакомство с русским языком и со словарями, «Путешествия и открытия», «Из истории вещей», ряд экологических рубрик и много других. И всего за 200 рублей вы получаете многогранное, подходящее для ребенка с любыми интересами и склонностями издание. Кстати, журнал изначально был задуман как литературно-художественный. Это к вопросу о его долголетии: времена менялись, а журнал придерживался заданного курса и вел свою линию. А нам предлагали — не внутри редакции, снаружи: «Журнал — архаичный, вам надо больше анекдотов давать и развлекательных материалов!» Редакция на это отвечала одно: ну так издавайте свой журнал и там все это печатайте. В общем, стоим на своем. А поскольку издание периодическое, стараемся давать все новинки и открываем имена новых писателей, потому что в редакцию присылают очень много рукописей. Мы их все прочитываем, лучшее отбираем и публикуем. Это важно для начинающих писателей.

— Кто они, ваши читатели? Детей сегодня часто ругают...

— Да во все времена дети были разными, и всегда в детском населении есть некий баланс. Наш журнал читают очень интересующиеся, вдумчивые дети, мы знаем это, поскольку с читателями поддерживаем обратную связь через рубрики «Клуб юных писателей» или «Вести юных корреспондентов «Мурзилки». И география обращений к нам — вся наша страна, и не только она: к юбилею присылали письма с поздравлениями и подарками в виде рисунков и разных поделок дети из бывших республик. А недавно школа при посольстве России в Португалии стала организатором конкурса к нашему юбилею. Для рубрики «Вести юных корреспондентов «Мурзилки» детей просили рассказать, где они живут и о том интересном, что их окружает. В итоге в конкурсе приняли участие 66 заграншкол из разных стран мира.

— Возраст вашей аудитории?

— Все-таки я думаю, что это дети до десяти лет. Раньше мы писали, что «Мурзилка» — это журнал для детей от 6 до 12 лет, но мне кажется, дети сильно повзрослели. Мои рассказы, которые были рассчитаны на пятиклассников, сейчас вполне можно в 1–2-м классе читать.

— Вы что-то будете менять в «Мурзилке», разменявшем вторую сотню лет? И как на него можно подписаться?

— Кардинально менять ничего не будем, но какие-то перемены диктует само время. В том числе меняется и подача литературы. Например, у нас была рубрика «Как появилось слово», где мы объясняли детям этимологию тех или иных слов, а потом мы ввели рубрику «С русского на русский», где начали объяснять смысл тех слов, которые современные дети не могут понять. В меру сил боремся с вульгаризмами, которые проникают и в произведения для детей: убираем все эти «сел за комп», «включил телик» и все такое.

Англицизмы заполонили наш язык. Как мне кажется, это потому, что сейчас идет повальное изучение иностранных языков в школах, возможно, не всем и нужное. Горько, что иногда родной язык изучают по часам меньше английского. А подписаться на нас можно на почте и на нашем сайте, это просто и недорого.

— Вы легко и весело обо всем говорите. Это аура детского журнала вас окутывает?

— А вы знаете, это я с годами стала большим оптимистом. И даже когда происходит что-то печальное, думаю, а может, и не стоит печалиться и время все равно расставит все по местам? В общем, меня жизнь научила смотреть на все только позитивно. И всем желаю того же.

СПРАВКА

Первый номер журнала «Мурзилка» вышел 16 мая 1924 года. За 100 лет существования его выпуск не прерывался ни разу.

В 2012 году издание занесено в Книгу рекордов Гиннесса как детский журнал с самым длительным сроком издания в мире. Основу «Мурзилки» всегда составляла детская художественная литература. В нем печатались А. Барто, К. Чуковский, C. Маршак, М. Пришвин, К. Паустовский, В. Берестов, С. Михалков, И. Токмакова.

Сегодня в журнале публикуются произведения современных писателей. С изданием в разное время сотрудничали художники Е. Чарушин, Ю. Васнецов, А. Каневский, Т. Маврина, В. Чижиков и другие.

amp-next-page separator