Эксперт Софья Резцова изучает под микроскопом эскиз картины Михаила Нестерова «Христос у Марфы и Марии» / Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Коллекционеры возвращают картины художников на Родину

Общество

Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина отмечает свое 10-летие. Эксперты подчеркивают, что картины русских авторов активно возвращаются на Родину.

Художественная экспертиза картин — дело очень интересное, требующее серьезной искусствоведческой и технической базы. Небольшие, но уютные помещения центра завалены каталогами картин и заставлены оборудованием. Есть здесь даже специальный рентгеновский аппарат для просвечивания полотен. Правда, заходить в обшитую свинцом комнату просто из праздного любопытства не стоит. Зато спокойно можно наслаждаться картинами, висящими на стенах. Сейчас здесь расположились полотна художников Исаака Левитана, Михаила Нестерова и Николая Фешина. Все они были недавно приобретены коллекционерами за границей и наконец возвращены на историческую родину. Но подлинники ли это? С таким вопросом коллекционеры и обращаются в центр художественной экспертизы.

Процедура обычно занимает две недели. За этот срок специалисты успевают провести большую работу. На первом этапе проводится изучение истории картины: поднимаются архивы, каталоги старых выставок и прочие материалы. Все это нужно, чтобы узнать, была ли вообще написана такая картина. Если она выставлялась раньше, то обязательно будет описана в каталоге работ художника. Иногда приходится пойти еще дальше и изучать письма и дневники художника. Порой и вовсе заранее неизвестно, чья это работа. Нет ни подписи, ни исторической справки. Тогда-то и начинается следующий этап — изучение самой картины.

— Вот, например, прекрасный зимний пейзаж, — указывает на одну из картин заведующий отделом экспертизы Вадим Пятков. — К нам обратились наши клиенты с предположением, что это Левитан. Но подписи нигде не было. В этом случае нам и пригодился рентген.

Благодаря исследованию удалось увидеть подпись художника. Она скрывалась в левом нижнем углу под слоями краски. Кто и зачем ее закрасил — загадка. Но и на этом экспертиза не закончена. Теперь предстоит узнать химический состав краски. Эксперт центра Софья Резцова берет диковинный инструмент, напоминающий огромный электронный термометр.

— Это элементный анализатор, — уточняет Софья, прикладывая инструмент к картине. — С его помощью мы можем определить химический состав картины. Вот, например, белый цвет. В XIX веке использовались в основном белила со свинцом в составе. Дальше появились цинковые и титановые. Причем титановые самые поздние. Поэтому, если мы определили по каталогу, что картина, скажем, XIX века, но при этом белила на ней титановые, значит, с наибольшей вероятностью, это подделка.

В дальнейшем картину рассматривают под микроскопом, чтобы изучить появившиеся за долгие годы трещины и состав бумаги. И по завершении работ выносится экспертное заключение.

За 10 лет работы центра было вынесено больше трех с половиной тысяч положительных заключений. И, по словам специалистов, сейчас темп работы существенно увеличится, потому что все больше подлинных картин возвращается в Россию.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Шпенглер, соучредитель и генеральный директор Центра художественной экспертизы имени И. Е. Репина:

— За последние годы сложности в реализации коллекций русского искусства за рубежом и одновременно стабильный экономический рост в России создали благоприятную ситуацию. Выводы однозначны: отечественное искусство возвращается в Россию, чему я безмерно рад. Это точно должно было произойти рано или поздно.

amp-next-page separator