Директор Московского продюсерского центра Андрей Петров / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Директор Моспродюсера Андрей Петров: Я с большим энтузиазмом смотрю в будущее

Общество

Московскому продюсерскому центру исполнилось 10 лет. За это время организация стала одним из ключевых участников творческой жизни города. Артисты, выступающие на улицах столицы, муралы на стенах библиотек, театральные эксперименты — это лишь часть большой работы одной сплоченной команды. Как неудачи превратить в конкурентное преимущество, не устать от того, что делаешь, и замотивировать других, «Вечерней Москве» рассказал директор Моспродюсера Андрей Петров.

Руководитель Моспродюсера, похоже, выиграл у жизни в счастливую лотерею и вот уже десять лет занимается тем, что искренне любит.

— Андрей, продолжите, пожалуйста, фразу: «Моспродюсер — это…»

— Сбывшаяся мечта. Возможно, звучит патетично, но лично для меня — это максимально корректная формулировка.

— Почему?

— Потому что мне посчастливилось быть с Моспродюсером с самого начала — не просто подхватить в какой-то момент знамя, а по сути создавать эту организацию, формулировать для нее смыслы, которые актуальны и сегодня, спустя десять лет. Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что все получилось: мы преодолели рубеж становления организации, определили ее жизненный путь и теперь работаем на достижение конкретных результатов. При этом мне, например, больше драйва, эмоций доставляет не подведение итогов, перечисление побед, которых мы уже достигли, а составление новых планов. Десять лет — показательный срок. За это время какая-то идея могла исчерпать себя, дорасти до пика и начать развиваться линейно. Но мы не растеряли азарт. Наш любимый лозунг: «Все только начинается». Поэтому я с большим энтузиазмом смотрю в будущее.

— И какие планы у Моспродюсера?

— Еще на этапе зарождения Московского продюсерского центра мы сформулировали определенную концепцию, подход, который впоследствии стал слоганом одного из наших проектов: «Когда город становится искусством». Другими словами, мы помогаем творческим людям использовать все возможности, в том числе инфраструктурные, такого уникального мегаполиса, как Москва. Десять лет назад мы начинали с проекта, направленного только на молодых музыкантов. Вместе с одним из популярных музыкально-развлекательных телеканалов провели конкурс «Жара», и ребята, которые прошли отбор, выступили с топовыми звездами на Дне молодежи в парке «Сокольники», попав в эфир телеканала. И тот инсайт, который у нас случился, та механика, которую мы нащупали, с годами только набрала силу. Сейчас у нас три ключевых направления: молодые музыканты, современные художники и независимые театры. По каждому из них у нас есть понимание, куда расти, как развивать и масштабировать эту деятельность. И в будущем наверняка таких вот тематических ответвлений и ключевых целевых аудиторий станет только больше.

— Чего ждать в этом году?

— В год своего десятилетия мы решили выступить на главных площадках города со знаковыми для нас проектами. Приоткрою секрет: нам есть что показать широкой общественности. На одной из ключевых площадок столицы мы планируем организовать большой концерт с участием в том числе молодых музыкантов, на котором громко презентуем 100-тысячное выступление в рамках одного из наших флагманских проектов «Уличный артист». Кроме того, в прошлом году мы впервые провели всероссийский фестиваль современного искусства «СТРИТАРТЕРИЯ FEST», и в юбилейный год планируем реализовать его в еще более грандиозном масштабе.

— Планы грандиозные, но, если подводить итоги десятилетия, есть ли среди всех реализованных проектов какой-то особенный для вас?

— Вопрос сложный: все проекты по-своему уникальны, значимы. Наверное, отдельно я бы выделил сейчас «Контуры культуры», «Плейлист Моспродюсер | Музыка в парках» и «Лайн-ап #Моспродюсер». Это такой топ-3 проектов, которые отличаются от остальных и по масштабу, и по своей сути, и по степени влияния на городскую среду, и по возможностям для участников.

— Неудачи за десять лет были?

— Конечно. Любой путь, особенно в ретроспективе десяти лет, невозможно пройти без неудач. Однако, подчеркну, не было такого, что мы что-то задумали и это не сбылось. Все наши идеи, пусть с пробуксовками, с какими-то видоизменениями, но все равно так или иначе реализовывались. И что интересно: то, что в моменте тебе кажется неудачей, потому что не соответствует тому, как ты все изначально красиво придумал, в итоге оказывается конкурентным преимуществом. Идея, реализованная в отрыве от контекста, окружающей среды и внешних факторов, рискует быть искусственной. Поэтому все наши проекты проходили через разные стадии реформирования, модернизации и в итоге становились еще сильнее, потому что были максимально приближены к реальной жизни.

— Можете привести конкретный пример идеи или проекта, который сначала не пошел, но вы его докрутили, и все получилось так, как надо?

— Например, «Плейлист Моспродюсер | Музыка в парках» сразу задумывался как подборка музыкальных треков для общественных, пешеходных зон. Идея создания проекта зародилась под Новый год. В городе проходил фестиваль «Путешествие в Рождество», я прогуливался по одному из бульваров и обратил внимание, что аудиооформление в основном сводилось к новогодним хитам из голливудских фильмов. Стало очевидно, что не хватает авторского, уникального контента. Плюс мы столкнулись с определенными проблемами, как наполнить музыкой те же бульвары. В итоге решили сосредоточиться на парковых площадках, и теперь «Плейлист Моспродюсер | Музыка в парках» — один из наших титульных проектов. По ротациям, то есть количеству, сколько раз звучат треки, музыканты получают более 10 миллионов слушателей в сезон, чем не могут похвастаться многие профильные телеканалы или радиостанции.

— Юбилейный год начался 30 июня, в день рождения Моспродюсера, или раньше?

— На самом деле фактическая дата не имеет большого значения, поскольку весь 2024 год у нас так или иначе пронизан тематикой десятилетия. Например, еще весной мы с нашим партнером «VK Музыка» в рамках проекта «Уличный артист» запустили интересную коллаборацию: на разных городских площадках известные артисты вместе с уличными музыкантами исполняют собственные хиты и кавер-версии на песни других исполнителей. У нас уже была интеграция с певицей IOWA. Она выступила с нашим резидентом Катей Рикедой. И вот недавно фронтмен группы Uma2rman Владимир Кристовский спел вместе с ребятами из группы «Вареники».

— В соцсетях все выглядит так, будто музыканты встретились случайно, но наверняка же это заранее спланированные акции. Скажите, где искать анонсы, чтобы не пропустить подобные выступления?

— Мы намеренно не даем заранее анонсы, чтобы подарить зрителям приятный творческий сюрприз. У нас много чего интересного запланировано на этот год, поэтому рекомендую всем обращать внимание на площадки и «Уличного артиста», и «Уличного артиста в парках». Может быть, именно вам посчастливится попасть на спонтанный концерт наших ребят и медийных звезд. В июле, например, запланировано несколько выступлений.

— Ранее вы уже сказали, что в этом году в рамках «Уличного артиста» будет 100-тысячное выступление. Это же с момента старта проекта?

— Да, с 2016 года. С тех пор проект претерпел несколько существенных изменений. Сначала это был «Уличный музыкант», то есть на определенных городских площадках выступали исключительно вокалисты и исполнители. Затем проект постепенно трансформировался в «Уличного артиста» — возможность поделиться своим творчеством появилась у всех талантливых жителей столицы, которые выступают в самых разных жанрах искусства. Также со временем у проекта появился подпроект «Уличный артист в парках», потому что парки — это все-таки отдельные культурно-досуговые учреждения со своей концепцией, стилистикой и видением того, какие артисты идеально во все это впишутся. Поэтому если участником «Уличного артиста» может стать любой желающий — достаточно забронировать свободную площадку на портале mos.ru, — то, чтобы присоединиться к «Уличному артисту в парках», нужно пройти отбор, который проходит в преддверии летнего сезона.

Артистов каких необычных жанров можно встретить на площадках города в этом году?

— Само по себе уличное творчество подразумевает разнообразие форматов, подходов и жанров. Этим и интересны наши проекты: гуляя по городу, ты можешь увидеть все что угодно — от фаер-шоу со световыми мячиками до брейк-данса, от пантомимы до выступлений народных коллективов, причем не только с русским колоритом, но и, например, с мексиканским. Музыканты также стараются удивить прохожих, осваивая нетривиальные инструменты. Помимо пилы, на которой все еще играют, и это все еще круто смотрится, это может быть ханг (ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух соединенных между собой металлических полусфер. — «ВМ») или полностью оригинальный инструмент, сделанный своими руками. Есть даже отдельное направление, когда артисты модернизируют музыкальные инструменты, подстраивая их под себя, чтобы выступать как человек-оркестр, или же изобретают что-то совершенно новое, уникальное.

— У вас есть любимые площадки, куда вы специально ходите, чтобы послушать или посмотреть выступления уличных артистов?

— Территориально сеть наших проектов такова, что специально куда-то ходить не надо. Если вспомнить, что мы совместно с метрополитеном и столичным Департаментом транспорта создали проект «Музыка в метро», то, даже просто перемещаясь по городу, велика вероятность увидеть выступление кого-то из артистов. И мне нравится, что я могу оценить эффективность того, что мы делаем, не только как руководитель Моспродюсера, но и как обычный житель, который вольно и невольно соприкасается с нашим творчеством.

— Что из последнего, что вы увидели, вас зацепило больше всего?

— В центре города, в районе Кузнецкого Моста, в рамках проекта «Уличный артист» часто выступает очень обаятельный дедушка. Внешне — классический старичок, немножко сгорбленный, с палочкой. У него есть музыкальная колонка, которую он включает, и под ее аккомпанемент исполняет знаковые песни XX века. И репертуар, который гармонирует с его образом, и та искренность, с которой он поет, просто не оставляет шансов — невозможно пройти мимо, чтобы не остановиться и не заслушаться.

— Недавно стали известны победители третьего сезона арт-проекта «Контуры Культуры». Где и когда можно будет увидеть их работы?

— Прародителем проекта «Контуры Культуры» был проект «Искусством вовнутрь», который мы реализовали в помещениях нашего головного офиса и тем самым протестировали, как современное искусство будет восприниматься внутри общественных пространств. Удачный опыт сподвиг нас масштабировать проект до «Контуров Культуры»: на протяжении двух лет мы работали с интерьерами культурных центров и библиотек. И нам радостно, что в этом году среди десяти площадок, которые распишут художники, появились детские школы искусств имени Баха и Йозефа Гайдна, а также театр — Центр драматургии и режиссуры. Думаю, ближе к осени мы увидим в интерьерах культурных учреждений, присоединившихся к проекту, десять оригинальных росписей.

— Для участия в конкурсном отборе художникам надо было предоставить эскизы будущих работ. Они были ограничены какой-то темой?

— Современное искусство — это всегда вызов. У каждого художника есть свое видение, авторский стиль, и нам важно, чтобы они максимально ярко проявились, поэтому как таковой темы не было, но были определенные ориентиры. Участникам необходимо было проанализировать концепцию, специфику площадки, в интерьеры которой они хотели бы вписать свою работу. И, пожалуй, это все критерии. Какой-то узконаправленной тематики, которая бы их ограничивала, мы заведомо не предполагали, потому что это противоречит основной задаче проекта: показать многообразие современного искусства и уникальный творческий язык каждого автора.

— Вы также работаете с независимыми театрами. Как развивается это направление?

— На нашей площадке в Новом Манеже существует Открытое театральное пространство «Арт-платформа», где уже не первый сезон творческая повестка формируется из репертуаров независимых театров. Мы даем им возможность без привязки к какому-то художественному руководителю или какой-то институции поставить спектакль и собрать свою аудиторию. Лучшие коллективы становятся нашими резидентами и попадают в основную афишу «Арт-платформы». Недавно, например, состоялась премьера современной драмы «Я люблю тебя, папа», очень рекомендую всем посмотреть.

Кроме того, у нас есть проект «ТеатрONstage», в рамках которого молодые театральные коллективы получают возможность буквально с нуля придумать и сделать свою постановку. Если надо, мы им помогаем найти режиссера, сценариста или, например, какого-то актера, то есть становимся мостиком между молодыми профессионалами и профильным сообществом.

— Нередко у вас в соцсетях появляются новости о том, что резидент Моспродюсера принял участие в какой-то выставке, выступил на радио или засветился где-то еще. Можно сказать, что Московский продюсерский центр занимается раскруткой молодых звезд?

— В отличие от продюсерских центров, которые занимаются раскруткой артистов, мы продюсируем проекты. Но это не означает, что ребята, которые в них участвуют, не получают дополнительные возможности для продвижения. Например, однажды после прослушиваний на проект «Музыка в метро» одни из участников попали на разогрев к группе «Ленинград» и объездили с ней практически всю страну. Часто бывает, что на проекте «Плейлист Моспродюсер | Музыка в парках» эксперты, которые занимаются интеграцией треков в сериалы, делают интересные предложения конкурсантам. Трек «Ваня», например, исполнительницы Margosha звучал в сериале «Беспринципные».

Для каждого своего проекта мы формируем комиссию из практикующих экспертов, в том числе в области музыкальной индустрии. Соответственно, можно с уверенностью сказать, что участники получают не только реальный, полезный опыт, но и возможность заявить о себе перед людьми, которые непосредственно занимаются поиском и продвижением новых имен.

— Участие в каких ваших проектах дает больше всего шансов, что тебя заметят?

— Недавно в Парке Горького прошел Московский выпускной, где перед вчерашними школьниками — а это 40 тысяч в хорошем смысле заряженных слушателей — выступили пять победителей проекта «Лайн-ап #Моспродюсер», кто-то из них также попадет в эфир музыкального телеканала. Я уже упоминал плейлисты, которые звучат в парках, и узнаваемость исполнителей растет пропорционально количеству «шазамов» (Shazam — бесплатная программа, которая помогает определить, что за песня играет прямо сейчас. — «ВМ»). Есть более нишевые истории — например, музыканты, которые занимаются творчеством, несмотря на особенности ментального развития. В этом году мы хотим возобновить проведение фестиваля Insider Fest, направленного на поддержку таких артистов.

— Музыканты, которые уже заявлялись, но не прошли отбор, смогут еще раз испытать удачу?

— Определенно да. Механика всех наших проектов выстроена таким образом, что каждый конкурсный отбор — это по сути чистый лист. Творческие люди, особенно в начале своего пути, если что-то сразу не получается, склонны грустить, опускать руки, поэтому нам важно, чтобы каждый участник знал, что через полгода-год будет еще один проект, а значит, новая возможность показать себя. Мы не вносим всех, кто не прошел, в черные списки, наоборот, стараемся замотивировать артистов, чтобы они продолжали расти через работу над собой и своим творчеством.

— Существует премия Моспродюсера, которой вы отмечаете лучших из лучших участников своих проектов. А если бы такую премию вручали по итогам десяти лет, кому бы она досталась?

— Коллективу Моспродюсера. Причем не только сегодняшней команде, но и всем ребятам, которые какое-то время работали вместе с нами на этом отрезке «десять лет», участвовали в нашем становлении и продвижении. За любыми масштабными проектами, крутыми результатами и успехами, конкретно в нашем случае, лежит скрупулезный, ежедневный самоотверженный труд сотен людей. И мне хочется, чтобы премия десятилетия была посвящена каждому сотруднику Московского продюсерского центра.

КАПСУЛА ВРЕМЕНИ

Мы попросили Андрея пофантазировать и написать своим последователям послание, которое они прочтут через 90 лет — в вековой юбилей Моспродюсера. И вот что у него получилось: «Моспродюсер — это феномен. Выбирая свой путь, мы сразу пошли по уникальной дороге, не боялись экспериментировать, не пытались кому-то подражать или слепо копировать кого-то, то есть всегда были новаторами. И, надеюсь, вы продолжаете искать оригинальные форматы, запускаете интересные проекты, изучаете лучшие мировые практики, но неизменно изобретаете что-то свое, развивая, обогащая и продвигая российскую культуру».

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Десять лет назад в команде Моспродюсера было 29 человек, сейчас — больше 200. В портфеле организации — около 40 проектов. Резидентами Моспродюсера стали более 5000 творческих жителей столицы. В рамках проекта «Уличный артист» количество площадок, расположенных на главных улицах Москвы, увеличилось с 14 до 40. За три сезона проекта «Уличный артист в парках» количество парков-участников выросло с 17 до 31, а количество победителей, получивших возможность выступить, — со 113 до 191. За два предыдущих сезона арт-проекта «Контуры Культуры» современные художники из более чем 80 городов России прислали свыше 1000 эскизов. Победители конкурсного отбора расписали более 3000 квадратных метров стен в 20 культурных центрах и 21 библиотеке. За восемь лет, которые существует проект «Плейлист Моспродюсер | Музыка в парках», в нем приняли участие артисты из 209 городов 27 стран. В этом году количество заявок, по сравнению с первым сезоном, выросло в 3 раза: организаторы получили 1508 треков.

amp-next-page separator