Фото: Сергей Киселев / АГН Москва

Милена Авимская: Офицеры не терпят фальши

Общество

Театр Российской армии в следующем сезоне отметит 95-летие. Он подходит к важной дате с обновленным руководством и новым главным режиссером — Александром Лазаревым. В марте директором театра стала Милена Авимская. Мы поговорили с ней о запланированных премьерах, поддержке военнослужащих во время спецоперации и других проектах, которые уже осенью удивят столичную публику.

Традиционно лето для театров — время отпусков перед новым сезоном. Однако в Театре Российской армии кипит работа, и директор Милена Авимская погружена в подготовку праздничных проектов. Мы встретились в ее кабинете, где висит портрет Константина Станиславского с дарственной надписью своему ученику Алексею Попову — первому художественному руководителю, заложившему многие принципы работы театра для военнослужащих. Мы узнали, как живет Театр Российской армии сегодня и какие изменения планируются к юбилею.

— Милена Юрьевна, как готовитесь к юбилейному сезону?

— Запланировано десять премьер! Такого в последние годы в нашем театре не было — максимум семь. Четырех премьер на Большой сцене за один сезон не было за последние 30 лет. Но мы с Александром Лазаревым (главный режиссер Театра Российской армии. — «ВМ») решили, что необходимо обновлять репертуар. В числе последних премьер «Маскарад» Нины Чусовой с Александром Домогаровым, «Капитанская дочка» Павла Сафонова на Большой сцене. На Малой — «Женитьба» Юрия Маковского, «Девочки» Юлии Шульевой. Хочется, чтобы таких спектаклей было больше.

— Имена и названия уже можно раскрыть?

— 18 сентября откроем сезон музыкальным спектаклем «Гусарская баллада» в постановке Татьяны Константиновой, роли Ржевского и Жермон исполнят Дмитрий Дюжев и Анна Большова. Александр Лазарев репетирует «Роман» по мотивам «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова с Александром Домогаровым и Александром Балуевым.

Это важно, что в наших спектаклях заняты большие, любимые зрителями артисты — Екатерина Стриженова, Анастасия Стоцкая, Михаил Полицеймако, Мария Порошина.

В преддверии 80-летия Победы Игорь Угольников делает спектакль с рабочим названием «Суд народов», где события Нюрнбергского процесса рефреном проходят через спектакль, но не являются его основой. В июне Глеб Матвейчук представит музыкальный спектакль «Ревизор» — такой постановки пьесы Гоголя в еще не было.

В спектакле «Роман» на сцене будут четыре вороных коня, в «Гусарской балладе» на белой лошади будет выезжать Жермон. У Угольникова в постановке будут самолет, он сейчас уже ждет в Хатыни, и танк.

— Настоящая техника?

— Конечно. Пока это планы, но очень хочется, чтобы все в итоге случилось именно так, как мы задумали. У нас также будут ставить Галина Полищук, Юрий Маковский и Андрей Бадулин, который уже больше 30 лет служит в Театре армии. Придут и молодые режиссеры. Мария Федосова выпустит на Малой сцене «Так называемая личная жизнь» Константина Симонова с Андреем Кайковым и Марией Порошиной. По повестям Бориса Васильева Ирина Керученко готовит спектакль «Завтра была война», а Арина Бессергенева — постановку «Жила-была Клавочка». И еще ведем переговоры с Асей Князевой, которая, вероятно, тоже присоединится к нам.

— Почему делаете ставку на молодых?

— Театр — это отражение жизни. Я хочу, чтобы молодежь также часто к нам ходила, как и взрослая аудитория, и, естественно, с ними нужно говорить на одном языке, и это дело молодых режиссеров. Опять же то, как сегодня Юлия Шульева сделала у нас спектакль «Девочки» про Зою Космодемьянскую, подчеркивает правоту моих слов. Это не ура-патриотизм, а нежная, пронзительная история. Смотришь и не веришь, что речь о событиях 1941 года, кажется, что это про сегодняшний день. Сейчас та же ситуация, и страна требует тех же подвигов. Наша молодая публика, кадеты, суворовцы, девочки из Пансиона воспитанниц (специализированное учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации, предназначенное для обучения дочерей военнослужащих. — «ВМ») и просто школьники, с которыми мы обсуждаем спектакль после просмотра, подчеркивают, что все события выглядят очень актуально.

Молодые режиссеры очень нужны театру для того, чтобы находить свой язык для нового поколения зрителей.

— Юлия Шульева поставила и спектакль «Серая зона» о Донбассе. Это отдельное направление вашего театра — поиск пьес о спецоперации?

— Я думаю, нельзя сказать, что это отдельная тема именно нашего театра. Это касается всех. Опять же возвращаемся к тому, что наш вид искусства подразумевает отражение жизни, и хотелось бы, чтобы культурная общественность внимательно относилась к тому, что происходит. У меня в кабинете висит флаг Донецкой Республики с подписями Героев РоссииРомана Кулакова и Олега Пивоварова, которые сейчас в госпитале в Москве проходят реабилитацию. Они подарили его, когда пришли на спектакль «Данькина каска». Через полгода мы встретились, и они удивились, что флаг до сих пор у меня на стене. Я ответила, что пока они там, их подарок будет у меня в кабинете.

Ребятам нужна надежная опора здесь, в тылу. Когда мы ставим спектакли о событиях на Донбассе, приходят зрители, обнимают наших артистов и говорят: «Спасибо за правду». Мы же многого не знаем, живем обычной жизнью и уже привыкли к новостному фону, поэтому необходимо напоминать, что происходит.

— Такое участие — один из главных принципов Театра Российской армии со дня основания, верно?

— Да, для нашей труппы девизом всегда были слова: «Театр для армии, театр об армии», — а сейчас мы добавили строчку — «Театр всегда с армией». Наши бригады ездили по фронтам Великой Отечественной войны, выезжали в Афганистан и Чечню, в Сирию, и сейчас мы все время «за ленточкой».

Наша актриса Нина Сазонова рассказывала, что однажды пришла на репетицию, а Алексей Попов (первый художественный руководитель. — «ВМ») говорит: «Поехали на Белорусский вокзал». Собрал девчонок как есть, гармониста — и таким составом они провожали бойцов на фронт. И та же Нина Сазонова через четыре года на ступенях рейхстага вместе с Лидией Руслановой пела для победителей.

— Сейчас только концертные бригады или еще гуманитарная помощь?

— Гуманитарную помощь мы не афишируем, «пусть левая рука не знает, что делает правая», так говорится в Евангелии. Это ведь искреннее намерение и выбор каждого. Официально от театра отправляли УАЗ для морпехов, коптеры, то, что точно пригодится. Артисты ездят в командировки «за ленточку» бригадами по три-пять человек — больше нельзя, ведь есть ограничения по безопасности.

— И зрителями к вам на спектакли приходят тоже участники боевых действий?

— Да, мы приглашаем их специально. Или сами навещаем — приезжаем в госпитали с праздничной программой, приносим подарки, открытки, в которых написано: «На Суворовской площади есть ваш театр. Когда выздоровеете, позвоните нам — для вас всегда есть пригласительные».

В спектакле «Театр Звезда» есть сцена, когда бригада едет в поезде вместе с бойцами и артистка говорит солдату: «Митька, ты не переживай! В Москве построили театр для тебя!» Это важные слова, которые тоже стали для нас лозунгом.

Сейчас мы придумали проект, который назвали «Клуб СВОих», запустим в сентябре. Раз или два в неделю в назначенный час будет проходить отдельное мероприятие для участников спецоперации, где они могут встретиться с сослуживцами, с теми, кто в отпуске или уже завершил службу. Планируются творческие встречи, кинопоказы, концерты. Я думаю, это важно сегодня — чтобы бойцы понимали, что есть в Москве место, где их всегда ждут.

— А поддержка семей военнослужащих?

— Конечно, спектакли предназначены еще для тех матерей и жен, кто переживает за своих мужчин, или даже потерял их. Как «Капитанская дочка», где Мироновы стойко отстаивают свою крепость, и это большой героизм, так же как и смелость Маши Мироновой и великодушие императрицы. В этом наш русский код — в решительности и милосердии. Тут есть ответы на те вопросы, которые будут задавать вернувшиеся ребята, — зачем это все было? Потому что по-другому нельзя. Почему погибли Миронов или Зоя Космодемьянская? Все эти истории о том, что можно прожить простую жизнь, заботиться об одном человеке, а можно — о взводе, батальоне или целой стране. Что ж, каждый выбирает по себе, как в известном стихотворении. В общем, мы выбираем тот путь... Мы должны поддержать и в трудную минуту, и тогда, когда испытания уже позади, но еще болят незалеченные раны. Но еще раз подчеркну — без лишней плакатности, криков. Спектакли — пример жизни других людей. И именно эта форма имеет особую ценность. Кино можно выключить, поставить на паузу. А здесь ты понимаешь: люди работают специально для тебя, и двух одинаковых показов никогда не случится, энергия рождается только один раз. Именно поэтому я и люблю театр — он всегда предполагает новизну.

— Вы первая здесь женщина-директор. Сталкивались ли с недоверием со стороны офицеров?

— Первые шесть лет, еще на должности заместителя директора, были проведены в наковальне, честно признаюсь. Но авторитет нужно завоевывать в любом коллективе, в этом нет ничего удивительного. Я по-настоящему люблю наше искусство не только как свою работу, поэтому мне важно, чтобы в нашем названии именно слово «театр» было на первом месте. То, что он создан для армии, означает, что у нас должны быть четко расставлены акценты. При этом жизнь военных — жизнь людей, просто у них развиты такие качества, как доблесть, мужество, отвага, честь. Наши зрители острее чувствуют ложь и фальшь, потому что знают ту правду, которую нам с вами не доводится видеть. Недавно на спектакль «Данькина каска» к нам пришли участники спецоперации, которые приехали в командировку. Мы безумно волновались. Потом они говорили с артистами. Ребятам было неловко сначала — вроде же ровесники, но они воюют, а наши, мол, что-то тут на сцене играют. А бойцы потом сказали: «Так здорово! Мы вспомнили, как мы в окопах сидели, над чем хохотали, как пели, как еду готовили, и такой же снайпер с нами служил...». И тут мы поняли — все, что мы делали, было для того, чтобы пробудить в них теплые чувства, эмоции, которые для них важны. Война же не только из грязи и страха, там же есть и дружба, и минуты отдыха, и любовь...

Поэтому и нужен театр, где есть все: «Женитьба» Гоголя и история Зои Космодемьянской, «Серая зона» про Донбасс, и «Дом под снос» о пожилых людях, в которых узнаются собственные бабушки и дедушки или родители...

— В последние годы Театр Российской армии очень изменился, о нем чаще говорят...

— Да. Все государственные учреждения получают финансирование, и полученный бюджет накладывает на нас ответственность. Поэтому мы должны работать с абсолютной самоотдачей. Я обновила команду, считаю, что работают профессионалы, хорошо знающие театральное дело. Я рада, что главный режиссер — народный артист России Александр Лазарев.

Сейчас время требует детального подхода. Тем более когда мы говорим о нашем театре с огромной историей! Руководство СССР привлекло самые передовые силы — здание строили лучшие архитекторы, проектировщики, интерьерами занимались ведущие художники. И мы обязаны продолжать эту традицию и приглашать лучших режиссеров, художников и композиторов в наш театр.

— Слышу по звукам дрели, ремонт у вас идет полным ходом...

— Начали с реставрации антикварной мебели 1930-х годов и ремонта дамских уборных. Поставим гримерные столики, в фойе появятся диваны, которые были в интерьерах еще при архитекторах Каро Алабяне и Василии Симбирцеве в 1940 году, когда театр только открылся. Мне хочется запечатлеть исторические моменты, но при этом чтобы зрители приходили не в музей, а в современный театр, где берегут традиции. Еще хотим поставить медиаэкраны и установить на фасаде вывеску. Техническое оснащение и машинерия сцены поражают даже сейчас. Например, наш знаменитый трюм под сценой, где снимался фильм «Кин-дза-дза»! Один художник заметил, какие крепления установлены, и сказал, что не видел такого ни на одной площадке — они используются только в военных кораблях. Наверное, из-за архитектуры в том числе мы так популярны у кинематографистов — у нас снималась «Карнавальная ночь», а из недавнего — «Мастер и Маргарита». Так что мы все должны сохранить и передать потомкам, чтобы даже через сто лет они восхищались величием советского искусства.

— Полет мыслей и правда был невиданный, даже для того времени...

— Да! И приглашали самых лучших — Александр Дейнека, Лев Бруни, братья Фаворские, Павел Соколов-Скаля, Александр Герасимов. Они делали все, от монументальных панно до плафонов и проектировки узоров на полу. По специальным эскизам изготавливалась мебель, люстры. Театр пока не требует реконструкции, только косметическое обновление. Но в зале мы будем выносить звуковую рубку ближе к сцене — это решит многие вопросы со звуком. Композитор Николай Парфенюк, который делает спектакль «Роман», услышал посторонние шумы из-за соприкасающихся колонок, их размещения и предложил решение. В новом сезоне добавим кофейни и буфеты для зрителей — чтобы всем было удобно и комфортно проводить время в театре.

— На какие спектакли билеты полностью выкупаются?

— «Маскарад», «Леди на день» и «Капитанская дочка». Хотя я не люблю этот вопрос. Спектакли — как дети, никогда нельзя сказать, какой из них лучше.

— Есть ли постановки, которые посвящены истории?

— Да, спектакль-экскурсия «Театр Звезда». Он появился, когда я только пришла в театр и мне захотелось сделать что-то, что подняло бы энергию успеха, которая была в этом театре долгие годы. Например, в 1946 году, когда на сцену выходил Владимир Зельдин в спектакле «Учитель танцев». Тогда вся Москва приходила, конная полиция следила за порядком в очереди, чтобы не было давки! Сейчас на некоторые спектакли тоже очередь от метро, и я понимаю, что часть этой энергии к нам вернулась. Когда он еще только готовился, мы даже ездили на кладбище к Алексею Попову за благословением. Этот спектакль об истории театра начиная от 1940 года, когда открылось здание. Нужно пройти 1720 шагов по 13 местам в театре.

— Необычные форматы будут в новом сезоне?

— Да, мы хотим сделать иммерсивный спектакль к 80-летию Победы. У нас был автоспектакль «Вехи Великой Победы», где зрители от нашей Экспериментальной сцены на автобусе ехали в бункер Сталина, потом на Знаменку, в Генштаб, потом в Музей Вооруженных сил. Сейчас проект приостановлен, но работаем над пешим маршрутом по Москве. Главное, что эти эксперименты интересны самим артистам — совсем другое взаимодействие с публикой.

— Какое место в театре у вас любимое?

— Честно признаться, нет такого. Но есть любимый момент: мне нравится выходить в фойе после спектакля и наблюдать за нашими зрителями — они пришли к нам погруженными в дела, а уходят с другими лицами, их жизнь преобразилась. Душа свернулась и развернулась снова. Тогда я понимаю, что мы все делаем правильно!

ДОСЬЕ

Милена Авимская родилась в 1977 году в Петропавловске. В 2001 году заняла должность заместителя директора Сургутского музыкально-драматического театра. С 2005 года являлась организатором и продюсером фестивалей «Культура. Взгляд в будущее», «Лестница», «Летние дачи» в Сокольниках, патриотического смотра «Я горжусь» и других. С 2013 по 2014 год была заместителем директора ГБУК города Москвы «Дирекция проекта «Открытая сцена». В октябре 2016 года заняла должность заместителя директора Центрального академического театра Российской армии, а в 2024 году назначена директором. Преподает в Высшей школе деятелей сценических искусств «Театральная школа Константина Райкина».

amp-next-page separator