Зачем компании по всему миру стали массово публиковать фейковые вакансии
По данным аналитиков, компании по всему миру стали массово публиковать фейковые вакансии на различных рекрутинговых ресурсах. «Вечерняя Москва» разобралась, для чего это нужно и как отличить поддельное объявление.
Практика публикаций ненастоящих вакансий — то есть тех, для которых компания пока не ищет кандидата, начала применяться относительно недавно. По мнению психолога Александра Бахтышина, это американское «ноу-хау», которое придумали современные HR-менеджеры, чтобы подходить к выбору претендентов более осознанно.
— Схема простая — компания собирает резюме потенциальных соискателей, возможно, даже приглашает их на собеседование, но при этом никаких дальнейших шагов не принимает. Таким образом, работодатель просто готовит себе хорошую базу, список кандидатов для того, чтобы в случае освобождения той или иной должности быстро отсмотреть имеющийся список и пригласить уже проверенного человека, — рассказал эксперт.
С другой стороны, такие действия компании стимулируют уже имеющихся работников выполнять свои задачи как можно эффективнее под страхом увольнения.
— На мой взгляд, эта практика может привести к выгоранию сотрудников и всеобщему недоверию к самой системе поиска работы со стороны соискателей. Да и для работодателя сложно выделить какие-то глобальные плюсы, потому что далеко не все кандидаты на момент обращения к их резюме будут все еще в поиске места работы, — делится мнением Александр.
Более того, в современных компаниях требования к кандидату могут менять довольно быстро, основываясь на опыте, развитии технологии и компетенции специалистов, поэтому ранее успешный кандидат может оказаться уже не таким востребованным.
Как вычислить такую вакансию? В первую очередь эксперты советуют обратить внимание на то, какие условия предлагает работодатель. Если зарплата гораздо выше, чем в принципе по рынку, то это повод насторожиться. Возникнуть определенные подозрения должны и в том случае, если зарплата не указана и она «обсуждается только после успешного прохождения собеседования».
— Не лишним будет понаблюдать за вакансией несколько дней — если она то появляется, то пропадает, говорить о серьезности намерений работодателя не приходится, — рассказывает HR-менеджер Анастасия Мещерякова.
Во время собеседования тоже стоит быть настороже. Есть несколько маркеров, которые могут указывать, что вакансия — липовая. Например, если работодатель не дает никакой конкретики о сроках приема на работу, не говорит о вакансии, а только задает вопросы. Нормальная компания, заинтересованная в хорошем сотруднике, всегда подробно рассказывает о своих условиях.
— Не стесняйтесь обращать внимание на детали, задавайте вопросы. Это поможет разобраться в истинных намерениях компании. Не лишним будет изучить информацию о ней в интернете. Наверняка, если работодатель использует такие спорные методы найма, об этом появятся слухи в соцсетях, — отмечает Анастасия Мещерякова.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Гаяз Хасанов, юрист:
— С точки зрения закона привлечь недобросовестного работодателя к ответственности за то, что он публикует фейковые вакансии, невозможно. Доказать это в принципе очень тяжело. Но обезопасить себя стоит. Внимательнее относитесь к выбору вакансии. Пользуйтесь проверенными ресурсами для поиска работы.