Фото: Мобильный репортер / АГН Москва

И правила соблюдают железно: беспилотные виды транспорта в Москве

Общество

Беспилотные технологии на транспорте, когда пассажиров до места назначения вместо водителя будет доставлять искусственный интеллект, — вопрос не такого уж далекого будущего.

Беспилотные системы остаются одной из самых перспективных технологий для мегаполисов. Их можно использовать в разных сферах, в том числе и для перевозки грузов и пассажиров.

Удивлять роботами-курьерами или беспилотниками, которые могут часами вести обследование территорий или делать фото и видео с воздуха, уже не приходится. Наибольший интерес, безусловно, вызывают большие машины — те, которые без помощи человека смогут доставлять пассажиров по заданному маршруту. Испытать их можно уже сегодня. К примеру, отправиться в столичный район Ясенево и вызвать себе за сто рублей беспилотное такси. За рулем пока еще сидит человек. Однако это не водитель, а инженер-испытатель. К рулю он не прикасается, зато следит за тем, как ведет себя автомобиль и какие алгоритмы выбирает искусственный интеллект, чтобы управлять роботакси. Местные жители, ставшие первопроходцами проекта, часто пользуются им для поездки на ближнее расстояние.

Возьмем теперь машину побольше — не легковушку, а трамвай. Беспилотный способ управления добрался и до этого вида общественного транспорта. «Поймать» экспериментатора можно на северо-западе Москвы. Беспилотный трамвай курсирует по маршруту № 10 от «Щукинской» до «Улицы Кулакова».

Для того чтобы современные ноу-хау были опробованы на этом виде транспорта, в столице создали специальный Центр исследования и разработки беспилотного транспорта. За основу взяли модель трамвая «Львенок — Москва». Его оборудовали лидарами (система световой идентификации. — «ВМ»), камерами и радарами. Работает технология на отечественном программном обеспечении, задействуя искусственный интеллект.

— Разработкой программного обеспечения занимаются сотрудники метро без привлечения сторонних компаний. Наша технология работает точнее и стабильнее зарубежных аналогов. Мы продолжаем тестировать первый в России беспилотный трамвай, — заявил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Итак, у беспилотного трамвая есть свои радары. Они позволяют ему хорошо «видеть» в непогоду и определять скорость других участников движения. Также установлены камеры. Они определяют, какой именно объект находится перед ним или рядом: пешеход, машина, животное или светофор.

— Есть у беспилотного трамвая и лидары. Они сканируют пространство с помощью лазерных лучей и создают трехмерное изображение окружающей среды. Они определяют расстояние до любых препятствий на пути с точностью до двух сантиметров, — рассказал директор «МосТрансПроекта» Владимир Титов.

На сегодня первый этап испытаний на маршруте закончен. Впереди у беспилотного трамвая второй и третий уровни тестирования. На втором этапе трамвай будет совершать рейсы как с пассажирами, так и без них. При этом система беспилотного вождения возьмет на себя функции управления и принятия решений, включая открытие и закрытие дверей. Находящийся в кабине водитель будет следить за действиями трамвая и вмешиваться, только если это потребуется. В салоне разместят специальный экран для трансляции основных показателей работы различных систем.

На финальном этапе будет обеспечено полностью беспилотное движение трамвая с пассажирами и без водителя за пультом. А самый амбициозный проект роботизации транспорта — скоростной поезд «Ласточка». Быстрая «птица» учится ездить по Московскому центральному кольцу без машиниста. Он в кабине все еще присутствует — следит в том числе за посадкой и высадкой пассажиров. Беспилотный поезд оборудован российскими системами. В ближайшее время его запустят в рейс. Поедут в будущем беспилотные поезда и в метро. Первые образцы могут увидеть свет уже через пару лет. Предполагается, что они окажутся даже круче последней новинки — «Москвы 2024», которая в этом году вышла на линию.

БЕСПИЛОТНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА В МОСКВЕ

  • В подземке без машиниста. Первый беспилотный поезд в московском метро может появиться в 2025– 2026 годах. Ресурсов для производства таких машин у России достаточно. Поездка в составе нового поколения станет более комфортной и тихой.
  • «Львенок» с тремя радарами (беспилотный трамвай). Первые испытания на рейсе этого вида транспорта уже завершены. Беспилотная технология основана на базе модели трамвая «Львенок — Москва». Его оснастили набором современного оборудования для беспилотного движения, в том числе четырьмя лидарами, шестью камерами и тремя радарами. Три месяца новинка курсировала по маршруту № 10 «Метро «Щукинская»» — «Улица Кулакова». За время испытаний беспилотный трамвай ни разу не нарушил Правила дорожного движения. Впереди у беспилотного трамвая еще два этапа испытаний, завершатся они в конце следующего года.
  • «Ласточка» по мановению руки (беспилотный поезд на МЦК). Поезд едет сам, но машинист находится в кабине для контроля, а также открывает и закрывает двери — «Ласточка» на Московском центральном кольце проходит третий уровень автоматизации. Следующий уровень автоматизации — четвертый — это поезд без человека в кабине. В РЖД сообщили, что такие составы планируется пустить в 2026 году. Поезд разработают на платформе «Финиста» — российского аналога «Ласточки».
  • Ни пуха, ни руля. В Москве работает роботакси — сервис заказа автомобилей, которыми управляет искусственный интеллект. Роботакси оказывает услуги в тестовом режиме в районе Ясенево каждый день с семи утра до часа ночи. Пока роботакси берет только одного пассажира. Заказать машину могут пользователи от 18 лет. За рулем не водитель, а инженер-испытатель. У специалиста на время эксперимента очень важная миссия: не просто страховать пассажиров на случай любого ЧП, но и досконально изучить поведение робота.

amp-next-page separator