Юля Меньшова и Вера Алентова на открытии выставки «Меньшов/Москва 85/45», посвященной юбилею режиссера и его знаменитому фильму «Москва слезам не верит» / Фото: Мария Хапцова / Вечерняя Москва

Юбилей Меньшова и его «Москвы» отметили выставкой

Общество

18 сентября в «Зарядье» открылась выставка «Меньшов/Москва 85/45», приуроченная к юбилею режиссера Владимира Меньшова и его главного фильма «Москва слезам не верит».

В экспозиции представлены платья главных героинь фильма — Катерины, Антонины и Людмилы, реквизит, фотографии со съемок, раскадровки, эскизы костюмов и видеофрагменты.

Центром выставки является сценарий фильма с правками Владимира Меньшова. Его кураторам предоставила семья режиссера. Интересно, что раньше он никогда и нигде не выставлялся.

— Меньшов сделал около 50 исправлений в варианте Валентина Черных, — рассказал Дмитрий Шишкин, начальник отдела выставочных проектов. — По сути, он его переписал. Здесь представлен авторский вариант.

Благодаря этой версии можно познакомиться с моментами, не вошедшими в фильм. К примеру, в ней есть сцена, когда Катерина в подъезде ждет, пока уйдет Рудольф. А затем она бежит в метро и встречает его у входа.

Отдельная витрина посвящена предметам быта, создававшим обстановку в квартирах героев. Кресло, гитара Гоши, будильники. Последние, по словам Дмитрия Шишкина, играют особую роль в фильме.

— Будильник — это символ пути человеческого, — считает он. — В нашей экспозиции их два. В первой части, в 50-е годы, Катерину будит один будильник. А во второй части — другой. Он знаменует начало новой жизни!

К слову, и будильники, и плед, и чемоданы снимались не только в этом фильме Владимира Меньшова. У этих вещей вообще богатый кинематографический опыт.

— После съемок в одном фильме реквизит возвращают на «Мосфильм» для того, чтобы он потом мог использоваться в других картинах, — объясняет куратор. — Не исключено, что даже платья главных героинь могли быть где-то задействованы. Правда, после того как фильм побил все рекорды популярности, в нашей стране их выдавать перестали.

Вообще особенность картины в том, что изначально она была снята вопреки: тогда в нее никто не верил!

Сценарий называли скучным, а актеры, которым Меньшов предлагал главные роли, отказывались участвовать в съемках. Поэтому роль Кати пришлось сыграть жене режиссера Вере Алентовой, которая хотела поддержать мужа. Хотя и она, прочитав сценарий, не смогла удержаться от замечания: «Ну и мура!».

Как вспоминает сама Вера Алентова, пришедшая вместе с дочерью Юлией Меньшовой на открытие выставки, когда картину сняли, коллегия «Мосфильма» приняла ее в штыки.

— Поэтому мы не ждали ничего хорошего, — пояснила актриса. — И только увидев сумасшедшие очереди в кинотеатры, поняли, что фильм пришелся «кстати». Никто потом перед нами не извинился.

Не изменилась жизнь после выхода картины на экраны и у 8-летней Юлии Меньшовой.

— То, что этот фильм войдет в историю, тогда, конечно, никто не понимал, — сказала она. — Никакого ажиотажа, связанного с его успехом, не было. Родители продолжали ездить на метро, а я — ходить в обычную школу и жить своей жизнью.

А фильм зажил своей. Кинокартина побила рекорды советского кинопроката, была удостоена премии «Оскар».

И уже следующие поколения смотрят его и все также сочувствуют Катерине, обсуждают «мачизм» Гоши и продолжают находить в фильме новые смыслы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ирина Оипова, заместитель начальника выставочных проектов парка «Зарядье»:

— Эта выставка — важное явления в нашей культуре. С одной стороны, она связана с 85-летием режиссера Владимира Меньшова, а с другой — с 45-летием фильма «Москва слезам не верит» — одной из самых популярных картин советского времени. Больше, чем «Москву...», посмотрели только «Пиратов XX века». Нам хотелось рассказать о фильме, режиссере и его пути. Надеюсь, что это нам удалось.

amp-next-page separator