Марбург шагает по планете: может ли смертельный вирус распространиться в России
Всемирная организация здравоохранения бьет тревогу. По миру распространяется новый опасный вирус марбургской лихорадки. Летальность от инфекции среди людей составляет до 90 процентов. Накроет ли мир очередная, еще более страшная, чем ковид, пандемия, и грозит ли «марбург» россиянам? На эти вопросы «Вечерней Москве» ответили специалисты.
Глава Роспотребнадзора Анна Попова успокаивает:
— Я исключаю возможность распространения лихорадки Марбург в России. Да, любая инфекция может быть завезена на территорию страны. Однако российские специалисты делают все, чтобы этого не произошло, — заявила чиновница.
Бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко настроен не столь оптимистично.
— Завоз этой инфекции в страну — вопрос не исключенный, наши деловые, научные, да и просто гражданские поездки за рубеж сегодня проводятся, и вот это тоже нужно не только на контроль брать, но и проводить профилактические мероприятия, — сказал Онищенко.
В числе профилактических мер он назвал проведение тренингов для врачей, чтобы они знали, как заболевание диагностировать.
— Проблема в том, что этот вирус очень заразный. Он передается от человека к человеку самыми разными способами, — рассказывает терапевт, врач высшей категории Лариса Алексеева. — «Поймать» его можно в результате непосредственного физического контакта с кровью больного, выделениями — например, слюной или другими физиологическими жидкостями инфицированных. А еще — при контакте с загрязненными поверхностями и материалами, например, постельным бельем и одеждой.
Врач-инфекционист Сергей Вознесенский считает, что заразиться вирусом можно даже через немытые бананы и другие фрукты, поэтому перед употреблением их нужно мыть. Причем — с мылом. Старший научный сотрудник отдела молекулярной диагностики и эпидемиологии Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Марат Макенов сомневается:
— Не думаю, что «марбург» передается через фрукты. Вирус не выживет на их поверхности во время длительной транспортировки.
Привет с Черного континента
Природные очаги инфекции — африканские страны: Кения, Либерия, Конго, Судан, Уганда, Габон, ЮАР, Зимбабве, Ангола. В европейских странах вирус встречается очень редко: почти все случаи — завозные. Ближайший родственник «марбурга» — возбудитель лихорадки Эбола. Это одна из самых опасных и тяжелых болезней, вызывающая геморрагическую лихорадку. Увы, оба вируса — Марбург и Эбола — очень легко и быстро проникают в клетки человека. В итоге вирус стремительно распространяется по организму, поражает органы, заболевание всегда протекает с тяжелыми осложнениями.
Источник инфекции — африканские летучие мыши, обитающие в центральных и восточных регионах Африканского континента. Они же и переносят марбургский вирус, выделяя его с мочой, слюной и фекалиями.
— Проблема в том, что летучие мыши порою оставляют продукты своей жизнедеятельности на плантациях, где выращиваются фрукты и овощи. В основном — бананы и манго, — рассказывает Лариса Алексеева. — Именно поэтому африканские власти предупреждают и местных жителей, и туристов, что фрукты с плантаций нужно тщательно мыть. Причем — с раствором марганцовки. Но моют, конечно, не все. Как показывает практика, большинство случаев заражения — это цепочка. Человек съел грязный фрукт, подхватил вирус и понес его ближнему — через поврежденные кожные покровы или же слизистую оболочку, а также через биоматериалы — кровь, слюну, сперму.
Таким образом, заразиться марбургской лихорадкой реально еще и при поцелуях, половых контактах, контактах с кровью зараженного человека. Впрочем, в первую очередь в зоне риска оказываются люди, пребывающие в африканских странах — приехавшие по работе или туристы. Медики рекомендуют им тщательно мыть все употребляемые в пищу фрукты и овощи. А еще — отказаться от посещения пещер, где живут передающие вирус летучие мыши. Не рекомендуется также есть мясо местных животных — мыши могли их покусать и заразить.
— Российские туристы активно посещают Африку. Но, как правило, северную ее часть — Тунис, Алжир, Марокко, Египет. А вот Кения, Конго, Уганда, Ангола — это индивидуальные туры. Обычно в национальные природные парки — посмотреть на зверей в живой природе. Массового организованного туризма на этих направлениях нет — слишком дорого, — пояснил директор туристического агентства Аркадий Дробыш.
Тем не менее во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считают, что марбургская лихорадка — заболевание, которое может перерасти в эпидемию. Сейчас, по заявлению ВОЗ, существует риск распространения вируса на соседние страны.
— Дальнейший риск международного распространения также высок, так как сообщалось о подтвержденных случаях заболевания в городах с международным аэропортом и разветвленными автомобильными сетями, ведущими по всей Восточной Африке. Известно также, что один из зараженных путешествовал за границу, в Бельгию, — сообщила ВОЗ.
В целом ВОЗ оценивает риск вспышки марбургской болезни как очень высокий на национальном уровне, высокий на региональном уровне и низкий на уровне глобальном.
Вакцина на подходе
Павел Волчков, вирусолог, руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ, уверен:
— Сейчас, в моменте, вирус Марбург для нас не опасен. Он ведь далеко, в Африке. Но через какое-то время — месяцы или годы — этот вирус может создать для человечества очень серьезные проблемы, — пояснил Павел Юрьевич. — Как будет развиваться ситуация? Сначала этим вирусом где-то там, в Африке, заболеют тысячи или десятки тысяч человек. Примерно 80–90 процентов из них умрут, потому что вирус действительно крайне опасен. А оставшиеся 10–20 процентов выживут, их иммунитет приспособится к вирусу, но не победит его полностью, и люди станут болеть уже в хронической форме. Формально они как бы выздоровели, фактически — носители вируса. И эти люди повезут «марбург» по всему миру. И уже за пределами Африки начнется сначала массовое заражение, а потом старый добрый естественный отбор: 80–90 процентов умирают, остальные выживают и живут с этим вирусом дальше.
Как пояснил эксперт, что-то подобное в свое время произошло с вирусом африканской чумы свиней. Сначала он выкосил в некоторых странах Африки почти все свиное поголовье, но выжившие свиньи к вирусу адаптировались и стали способны передавать его дальше. Если они попадают в здоровое свиное поголовье, то ему конец.
— Как показывает практика, в России смертность свиней от африканской чумы — практически 100 процентов. Одна свинка заразилась — конец всем. Поэтому если в свинарнике появилась инфекция, животных забивают, а туши сжигают, — пояснил Павел Юрьевич.
По словам эксперта, с вирусами всегда одна история. Локальная вспышка, высокая смертность, распространение по миру, снова высокая смертность, потом выработка коллективного иммунитета. Но погибших — уже не вернуть.
— Вирус Марбург, если выпустить его из-под контроля, может повторить судьбу ковида — пойдет гулять по планете. А потом тоже, как и ковид, станет сезонной инфекцией, — пояснил Павел Волчков. — Сейчас ведь ковидом тоже заражаются, но он не выкашивает население, потому что выработался коллективный иммунитет. Тяжело болеют им в основном маленькие дети, у которых иммунитета к нему еще нет.
Зарегистрированных вакцин против вируса Марбург пока не существует. Для экстренной профилактики лихорадки разработан и применяется специфический иммуноглобулин. Примерно таким же образом врачи борются с энцефалитом: если укусил клещ, делают укол иммуноглобулина. Что касается «марбурга», то вакцина, похоже, вот-вот появится.
— Сотрудники центра «Вектор» Роспотребнадзора разработали вакцину для профилактики лихорадки Марбург. Разработка уже прошла доклинические испытания, показав свою безопасность и эффективность, — говорится в сообщении Роспотребнадзора.
Вакцина, по данным ведомства, находится в высокой степени готовности для проведения клинических испытаний. Сейчас идет подготовка пакета документов для получения соответствующего разрешения. Так что, будем надеяться, шансы победить «марбург» есть. Впрочем, в битве человек — вирус проблема всегда временная.
Они от нас не отстанут
В течение всей истории человечества вирусы сопровождают людей — паразитируя, мутируя, приобретая новые свойства, чтобы выживать в человеческом теле и ускользать от иммунитета.
— Против большинства бактерий у нас есть антибиотики. Дело в том, что бактерии — структуры относительно простые, понятные, их симптоматика давно известна. А вирусы — сложные и всегда меняющиеся. К тому же они паразитируют внутри клеток, и антибиотики, даже самые современные, от них не спасают. Для борьбы с вирусами постоянно приходится придумывать все новые вакцины, сыворотки, вводить больному плазму с антителами и различные препараты с противовирусным эффектом, — рассказывает Лариса Алексеева.
При этом, как пояснила эксперт, не всегда стоит верить рекламе противовирусных средств. По своей сути они не противовирусные, а иммуномодулирующие и иммуностимулирующие. Да, они поддерживают организм, но не лечат.
Каких вирусов сейчас стоит опасаться человечеству? На первом месте по летальности (а она полная, стопроцентная) — бешенство. Как ни странно, болезнь угрожает и москвичам тоже. У многих горожан есть дачи, и они приезжают туда с животными. Этих животных — прежде всего собак и кошек, гуляющих по принципу свободного выгула, могут покусать лисы — главные переносчики бешенства. Затем вирус от домашнего животного может перейти к человеку. Вывод: перед поездкой на дачу обязательно прививайте от бешенства ваших кошек и собак.
На втором месте по летальности находится вирус Эбола — умирают девять из десяти заразившихся. Раньше эту инфекцию называли геморрагической лихорадкой. Передаются вирусы при контакте с физиологическими выделениями зараженных. Смерть от Эболы крайне мучительна: сначала сыпь на коже, диарея и рвота, затем — отказ печени и почек и кровотечение из всех физиологических отверстий.
— Если вы приехали в Африку, не стоит близко контактировать с местным населением, трогать летучих мышей и обезьян, которые переносят вирус, — пояснила Лариса Алексеева. — Также не надо посещать особо людные места.
Если вы посетили такие страны, как Сьерра-Леоне, Гвинея, Либерия, Конго, Уганда, Южный Судан, Габон, то лучше по возвращении обратиться в поликлинику для наблюдения.
Среди самых жутких вирусов также натуральная оспа (летальность — до 90 процентов), лихорадка Луйо (80 процентов), обезьяний герпес В (до 80 процентов), вирус Нипах (78 процентов), хантавирус (свыше 50 процентов).
— Надо понимать, что в Москве, в России, на популярных пляжных курортах других стран вы эти вирусы вряд ли подхватите. Иначе бы ими уже полмира болело, как недавно ковидом. А вот если вы отправитесь в какую-нибудь экзотическую страну, особенно в тропики, ваши шансы встретить там какое-то редкое вирусное «чудо» возрастают во много раз, — пояснила Лариса Алексеева. — Поэтому, перед тем как решиться посетить какое-нибудь условное Конго, выясните, какая там эпидемическая обстановка. Интернет есть у каждого. Давайте понимать, что вирусы от человека не отстанут, и научимся как минимум реже с ними встречаться.
КСТАТИ
Марбург, как и Эбола, относится к семейству филовирусов. Болезнь, вызванная вирусом Марбург, — тяжелое заболевание, которое часто заканчивается летальным исходом. Инкубационный период — от двух дней до трех недель. К симптомам относят резкое повышение температуры тела, сильную головную боль, тяжелое недомогание и мышечные боли. На третий день могут развиться диарея, боли в области живота, тошнота и рвота, на 5–7-й день у многих наблюдаются тяжелые геморрагические симптомы и кровотечения. В тяжелых случаях летальный исход наступает через 8–9 дней, этому предшествуют сильная кровопотеря и шок. Впервые болезнь зафиксировали в 1967 году в Германии (Марбург и Франкфурт) и в Сербии (Белград), это было связано с использованием в лабораториях африканских зеленых мартышек из Уганды. Впоследствии вспышки болезни и отдельные случаи заражения регистрировались в странах Африки. В конце сентября Минздрав Руанды подтвердил начало вспышки в стране лихорадки Марбург. Уже были смертельные случаи.
МНЕНИЕ
Обычный грипп для нас куда вредоноснее
Дмитрий Львов, вирусолог, доктор медицинских наук, академик РАН:
— Вирус Марбург, без сомнения, очень опасен. Он несет почти такую же угрозу, как геморрагическая лихорадка Эбола. Но несет не нам, а африканским странам. Я сомневаюсь, что в России этот вирус серьезно распространится. Как показывает практика, для мира, и России в частности, самое опасное вирусное заболевание — обычный грипп. Каждый год в мире от него гибнут около миллиона человек. Всего в мире известно около полутора десятков видов гриппа. На человека действуют несколько из них, и примерно три-четыре раза в 100 лет человечество сталкивается с новыми эпидемиями. Например, в 1919 году от гриппа, «испанки», погибли около 50 миллионов человек.
Я думаю, что сейчас лучше не рассуждать о «марбурге», а просто пойти и привиться. Откладывать нельзя, потому что иммунитет после прививки формируется примерно в течение трех недель, поэтому к подъему заболеваемости нужно быть готовым. Особенно прививки важны для детей, имеющих хронические заболевания, и людей старше 60. Иммунитет у этих категорий населения обычно несколько или даже сильно ослаблен, поэтому прививаться для них принципиально.
Кстати, гриппоподобными инфекциями болеют и в течение всего года. Большинство «летних» пневмоний имеют вирусную природу. Так что если вы чувствуете, что заболели, важно не пытаться перенести болезнь на ногах, а обратиться за медицинской помощью. Ведь давно известно, если начать лечиться с первого дня, то придешь в себя дня за три. Приступишь позже — можешь проболеть и три недели, да еще и осложнения заработать. Сейчас в каждой московской поликлинике есть прививочные пункты. Приходите туда с паспортом или полисом и прививайтесь. А «марбурга» — не бойтесь.