Фото: Shutterstock

Бумеры, миллениалы, зумеры: как работать с людьми разных поколений

Общество

Рынок труда постоянно эволюционирует под влиянием разных поколений: они привносят свои ценности, стиль, видение идеальной работы, но и тем самым создают новые вызовы для работодателей. Как каждое поколение повлияло на рынок труда и какие тренды ожидают нас в ближайшем будущем, рассказал «Вечерней Москве» генеральный директор сервиса для безопасных сделок с проектными исполнителями Solar Staff Владимир Корицкий.

Сегодня перед HR-департаментами стоит нетривиальная задача — научиться работать с представителями сразу пяти поколений. Особенность ситуации в том, что каждое из поколений значительно отличается от предыдущих и последующих: сказывается среда, в которой они росли, уровень доступа к технологиям, социокультурный ландшафт. Такое разнообразие усложняет процесс управления персоналом, но и создает новые возможности для создания продуктивных команд.

Беби-бумеры

Беби-бумеры (люди, родившиеся с 1946 по 1964 год) — первое поколение, выросшее на телевидении и использовавшее компьютеры для работы. Они заложили основы современной корпоративной культуры и моделей управления. Главными ценностями поколения являются стабильность и лояльность, а если рассматривать их интересы на рабочем месте, то главными мотиваторами для бумеров будут гарантии занятости и возможности продвижения по службе.

Еще одна отличительная черта беби-бумеров — они социальны: предпочитают личное общение и работу в офисе, стремятся сотрудничать и с удовольствием работают в команде. Представители этого поколения балансируют между индивидуальным и личным: с одной стороны, они ценят, когда их опыт признают, с другой — чувство вклада в общий результат приносит таким сотрудникам не меньше удовлетворения.

Как работать с беби-бумерами

Для привлечения и удержания сотрудников этого поколения работодателям нужно открыть перед ними возможности для профессионального развития, не забывать отмечать и поощрять их преданность делу.

Поколение Х

Поколение X (1965–1980) — первое поколение, представители которого стали взрослыми в эпоху бурного распространения интернета. С ними в рабочую среду пришли гибкие форматы работы и более активное использование технологий.

Таких людей часто характеризуют как независимых и способных к адаптации. Они проявляют гибкость и самостоятельность, ориентированы на результат и отличаются прагматичным подходом к работе. Такие сотрудники предпочитают прямое и честное общение, для них важна четкая обратная связь. Как и предыдущее поколение, они ценят возможности для развития своих навыков.

Как работать с людьми поколения Х

Главная ценность поколения Х — баланс между работой и личной жизнью. Поэтому для привлечения и удержания таких работников работодателю стоит предлагать им гибкий график, возможность работать из дома. Бизнесу нужно быть таким же гибким, как «иксы», при этом не забывая о доверительной коммуникации и прозрачности с точки зрения карьерных перспектив.

Миллениалы

Миллениалы (1981–1996), или поколение Y, — первое поколение, родившееся в цифровую эпоху и достигшее совершеннолетия в эпоху стремительного развития технологий. Они известны не только своей технологической подкованностью, но и социальной вовлеченностью.

Среди основных ценностей и предпочтений миллениалов на рабочем месте — свобода, творчество и гибкость. Это поколение отличается целеустремленностью и так же, как «иксы», ценит баланс между работой и личной жизнью. Они готовы к работе в удаленных командах и делают акцент на собственном развитии.

Миллениалы ценят открытое и прозрачное общение. Идеальная рабочая среда для них предполагает инклюзивную и разнообразную корпоративную культуру, дает возможности для карьерного роста и наставничества, а также предоставляет свободу в составлении расписания.

Кроме того, миллениалы придают огромное значение ценностям компании и корпоративной социальной ответственности, поэтому часто они выбирают тех работодателей, которые соответствуют их личным идеалам.

Как работать с миллениалами

Под влиянием ценностей миллениалов стали формироваться более гибкие условия труда. Чтобы привлечь таких людей к себе в команду, компаниям нужно стараться обеспечить многообразие, предоставить возможности для развития навыков и наставничества.

Зумеры

Зумеры (1997–2012), или поколение Z, никогда не знали мир без интернета и смартфонов. Это первое «глобальное поколение»: они выросли в цифровом, взаимосвязанном и быстро меняющемся глобализированном мире, так что для зумеров границ практически не существует, будь то в реальной или виртуальной жизни.

Эти молодые люди отличаются предпринимательским духом и стремлением к социальной справедливости. Как и предыдущее поколение, зумеры ценят разнообразие и предпочитают высокотехнологичную рабочую среду. Многие из них считают, что бизнес должен играть важную роль в решении социальных и экологических проблем, так что им небезразлична социальная повестка компании.

В работе представители поколения Z независимы и предприимчивы, ищут возможности для творческого самовыражения. Они привыкли работать с большим объемом информации и легко адаптируются к быстро меняющейся среде. Их стиль общения на работе — видеозвонки и обсуждение рабочих вопросов один на один.

На многих представителей этого поколения повлиял опыт пандемии: они уделяют большое внимание своему психологическому состоянию и балансу между работой и личной жизнью. Такая значимость личной жизни даже дала СМИ основания говорить о явлении «тихого увольнения», когда работник прикладывает минимально необходимый объем усилий, не задерживается после окончания рабочего дня, чтобы доделать свои задачи.

Тем не менее недавнее исследование компании Deloitte показало, что почти половина представителей поколения Z (49 процентов) считают работу ключевым элементом своей идентичности, хотя этот показатель и ниже, чем у миллениалов (62 процента).

Как работать с зумерами

Сотрудники поколения Z привыкли к удаленному формату — как общения, так и работы. Зумеры считают удаленную работу и возможности для фриланса приоритетами при трудоустройстве, а вот традиционные карьерные треки, где нужно работать годами, чтобы получить повышение, их не устраивают.

Если вы хотите видеть зумеров в своей компании, обеспечьте им доступ к передовым технологиям, предлагайте возможности для творческого самовыражения и обеспечьте психологический комфорт. Корпоративный психолог, творческие отпуска — все это сыграет в пользу работодателя, который хочет обеспечить идеальные условия для зумеров.

Поколение Альфа

Поколение Альфа (люди, родившиеся после 2012 года) — будущее рынка труда, у него есть все задатки для того, чтобы стать инноваторами.

Поколение Альфа еще находится в стадии становления, поэтому давать им четкий набор характеристик рано. Однако взгляды и ценности поколения отражают общество, в котором они росли. Поколение Альфа растет в эпоху развития искусственного интеллекта: альфа будут еще более технологически подкованы, чем их предшественники. Как и для зумеров, для них социальная ответственность компании продолжит играть важную роль при выборе работодателя.

Представители поколения Альфа видели, как их родители работали удаленно в течение почти двух лет во время пандемии, что сформировало их ожидания в отношении гибкого графика работы. Также это зародило в них стремление к свободе и возможности самостоятельно распоряжаться своим временем.

Как работать с людьми поколения Альфа

С их выходом на рынок труда работодателям, возможно, придется переосмыслить традиционные модели трудоустройства. Альфа, выросшие под влиянием соцсетей и инфлюенсеров, будут отличаться предпринимательским духом и стремиться к открытию собственного бизнеса или работе на фрилансе.

Выросшие в неспокойном, непредсказуемом и цифровом мире, представители поколения Альфа, скорее всего, столкнутся с уникальным набором проблем, связанных с психическим здоровьем. Ожидается, что они будут еще больше ценить психологический комфорт на работе и дружескую атмосферу в коллективе.

От представителей поколения Альфа следует ожидать нового подхода к образованию: для них будут в первую очередь важны навыки, а не дипломы. Иными словами, они будут выбирать обучение, которое позволит им получить необходимые для работы навыки. Это могут быть узкоспециализированные краткосрочные курсы, стажировки, обучение на рабочем месте, а не традиционное университетское образование.

Кроме того, альфа, которые с ранних лет используют искусственный интеллект, голосовой поиск и machine learning, скорее всего, выберут для себя онлайн-обучение.

Пять поколений в одном офисе

В ближайшие пять лет рынок труда будет развиваться под влиянием ценностей разных поколений. Скорее всего, мы увидим дальнейшее распространение гибридных форм работы, рост популярности фриланса, частичной занятости. Уже сейчас временный наем становится популярнее — рост оборота онлайн-платформ для подбора удаленных сотрудников вырос на 50 процентов, а быть внештатным специалистом может представитель любого поколения.

Чтобы оставаться эффективным, работодателю нужно учитывать новые реалии и ожидания работников: уже сейчас стоит ввести гибкий график, учиться работать с распределенными командами — с сотрудниками в разных часовых поясах.

Абсолютно все поколения ценят, когда компании инвестируют в них, поэтому нужно создавать программы наставничества, облегчать передачу знаний между опытными сотрудниками и молодыми, вкладываться в учебные программы. Образ справедливой компании, которая дает равные возможности людям разных возрастов, культур, физических возможностей, тоже маркер, по которому сотрудники будут оценивать HR-бренд.

Стоит задуматься и о стратегиях коммуникации: выстраивать общение с учетом предпочтений каждого поколения, балансируя между личными встречами и созвонами в онлайне.

Признавая и принимая уникальные качества каждого поколения, работодатели могут адаптироваться к новым условиям и создать эффективные стратегии управления персоналом в будущем. Это поможет достичь гармонии между поколениями и продуктивности в работе.

amp-next-page separator