Монастыринг: новый тренд среди зумеров
Среди молодежи набирает популярность новый тренд под названием монастыринг. Его суть заключается в уходе в монастырь на несколько недель для восстановления душевных сил и поиска успокоения. Многие молодые люди заменяют монастырингом дорогостоящие сессии у психологов. «Вечерняя Москва» узнала у экспертов, как жизнь в монастыре помогает справиться с психическими проблемами.
Трудотерапия
По словам клинического психолога Маргариты Алексеевой, если монастыринг изобрели зумеры, то это лучшее, что они могли сделать. Простые бытовые обязанности могут помочь человеку выбраться из депрессии и избавиться от тревоги.
— В современном обществе очень много молодых людей с психологическими проблемами. Монастыринг действительно поможет избавиться от депрессивного и тревожного состояния, от апатичных настроений, потому что в монастырях много бытовой работы. Это можно назвать своеобразной трудотерапией. Она хорошо помогает выводить человека из психоза, состояния полной оторванности от реальности, когда человек убегает в свои беспокойные или гнетущие мысли при депрессивном состоянии. Ничего не может быть лучше, чтобы вернуть контакт с реальностью, как простые бытовые обязанности, работа руками, — рассказала она.
Эксперт отметила, что полный отказ от цифровых технологий, таких как интернет, социальные сети, телевизор, а также отдых от новостной повестки поможет человеку отключиться от бесконечного потока информационного шума, который многократно усиливает тревожный фон.
— В монастыре человек погружается в бытовую рутину, которая очень хорошо помогает от депрессивно-тревожных состояний. Когда мозг знает четкий распорядок дня, он испытывает состояние полного спокойствия и умиротворения. А как известно, в монастыре очень жесткий режим дня: ранние подъемы, церковные службы, работа руками, — сообщила Алексеева.
Кроме того, церковные службы так же работают, как поддерживающая психотерапия. Человек может поделиться со священнослужителями всем, что его беспокоит, и не получит осуждения или отвержения, подчеркнула специалист.
— Это похоже на работу с психологом. Священники не высказывают свое мнение по поводу поступков, которые рассказывают прихожане. Молитва и служба в монастыре могут помочь человеку найти успокоение и ресурсы для восстановления психики. Поэтому монастыринг действительно может принести максимальную пользу, заменить психотерапию, — считает собеседница «ВМ».
По ее мнению, жизнь в монастыре не может нанести вред человеку. Однако если рассматривать монастыринг как развлечение, то можно не получить от него эффекта.
— Если человек будет ездить в монастыри, как на курорт, то никакого психотерапевтического эффекта не будет. Важно отнестись к этому серьезно, тогда это точно поможет, — заверила Алексеева.
По мнению врача-психиатра, психотерапевта Алексеева Вилкова, в ряде случаев жизнь в монастыре может иметь положительный смысл и лечебное значение.
— Если у человека есть искреннее желание, мотивация сменить обстановку, если он тяготеет к подобному образу жизни, готов соблюдать определенный уклад, дисциплину и имеет правильный настрой, это может помочь ему выйти из невроза, справиться с тревожностью, депрессией, переосмыслить свой образ жизни, достичь внутреннего спокойствия, заняться самоанализом. Однако это возможно при условии, что человек сам искренне готов жить в монастыре и соблюдать определенные правила, — рассказал он.
Когда монастыринг бессилен
Психиатр отметил, что если человек не готов жить в достаточно суровых условиях монастыря, тогда этой помощи ему может быть недостаточно и у него не хватит терпения, сил, мотивации резко изменить свой образ жизни.
— Важно понимать, что реальная помощь от жизни в монастыре зависит от степени выраженности психического расстройства человека. Если у него тяжелая клиническая депрессия или другое тяжелое психическое расстройство, тогда это будет либо малоэффективно, либо эффект будет временный и состояние может еще больше усугубиться, — говорит Вилков.
Самое главное — это настрой человека, его мотивация, искреннее желание быть в этих условиях, приносить пользу окружающим, соблюдать дисциплину и заняться самопознанием, самоанализом или постепенно идти в понимание себя, выбирать религиозный путь саморазвития, подытожил специалист.
Мнение священника
Как рассказал священник Николай Савченко, монастыри — это полезная и положительная традиция. И придумали то, что сегодня называется модным словом монастыринг, еще очень много лет назад.
— Во-первых, это всегда было в истории России в виде русской традиции. Люди ездили в монастыри, оставались в них волонтерами, работали, трудились и помогали. Кто-то потом из них становился монахом или просто жил в монастыре, а потом возвращался в мирскую жизнь, — рассказал он.
Однако после Революции традиция в России прервалась, но продолжилась у других народов, которые близки нам, например, у греков, румынов и сербов, отметил эксперт.
—Такая же традиция есть у католиков, которые приезжают и живут в монастырях. Это тоже довольно сильно распространено. То что у нас это не не имеет большой популярности — это исключение, а не правило. Это произошло, потому что в СССР были закрыты практически все монастыри, а те, что остались, находились под давлением ограничений. Именно поэтому данная традиция у нас прервалась, в связи с чем сейчас она кажется чем-то новым. Если взять католические страны, где есть монастыри, там это совершенно обыденное, широко распространенное явление, — сообщил Савченко.
Кроме того, в русской эмиграции это тоже продолжилось. Русские эмигранты после Революции покинули Россию, расселились, жили в Европе, Америке, где основали новые монастыри, в которые они приезжали с паломничествами, организовывались семинарии, молодежные лагеря, объяснил священник.
— Монахи, как правило, этому способствовали, ведь задачами монастыря, помимо удаления от мира, является также воспитание приезжающих туда людей, желающих получить духовное кормление, в связи с чем в монастырях это поощрялось. Поэтому хорошо, что сейчас это возвращается к нам и этому нужно всячески содействовать и это поощрять, — заключил специалист.