Фото: Василий Кузьмиченок / АГН Москва

«Хлеб мертвеца»: как поминают своих питомцев в День памяти усопших животных, 27 октября

Общество

Все знают о праздновании Дня мертвых в Мексике — Día de los Muertos, цикла жизни и смерти, который отмечается ежегодно 1 и 2 ноября. По традиции в эти дни вспоминают умерших родственников и семейные обычаи. Этот праздник — не аналог Хэллоуина, а, как считают мексиканцы, радостная возможность встретиться с душами усопших близких, которые приходят в дома к специальным алтарям (ofrenda). Однако близкие ко Дню мертвых вспоминают не только людей, но и верных друзей человека — домашних питомцев, которые покинули этот мир (но их души могут вернуться к своим хозяевам 27 октября). Как встретить своих любимцев в Almas de las mascotas, какие обычаи связаны с этим днем и есть ли похожая традиция в России, разбиралась «Вечерняя Москва».

«Неделя мертвых» в Мексике

Кандидат филологических наук, переводчик и преподаватель испанского языка, мексиканист, автор Telegram-канала Rusa en México Вера Конистратенко объяснила, что День мертвых в Мексике — это не один день в году, а целая неделя с 27 октября по 2 ноября. У каждого дня есть свое значение.

— Наиболее известные и отмечаемые — 1 и 2 ноября — дни, в которые поминают усопших детей и взрослых. Однако мексиканские традиции не ограничиваются почитанием покинувших нас людей: вспоминают также и домашних животных. Для них выделено 27 октября. Это самый первый день из «недели мертвых». И это тоже неслучайно, — поделилась эксперт.

Братьям нашим меньшим, в особенности собакам, отведено отдельное место в сердце мексиканцев: считается, что именно они будут сопровождать души усопших хозяев в их загробном пути.

— Собака встречалась в письменах, наскальных изображениях древних майя и ацтеков. И даже в захоронениях. Мексиканские ученые выяснили, что у доколумбовых культур существовало даже особое «собачье» божество — Солотль (Xólotl), с которым ассоциировались вечер и сумерки, первая вечерняя звезда. От названия этого божества произошло название породы собак, наиболее распространенной в Мексике: ксолоитцкуинтли, или мексиканская голая собака, — добавила мексиканист.

Традиции и обычаи

Поэтому поминание умерших домашних животных в Мексике является неотъемлемой частью Дня мертвых. Но в каждой семье этот праздник отмечается по-разному: живущие по более традиционному укладу даже ходят на кладбище, обычно в ночь с 1 на 2 ноября, и проводят там время в молитве, общаясь с другими людьми, разделяя еду, вспоминая своих усопших.

— Кто-то ставит у себя дома алтарь с фотографиями своих почивших родственников. А в этом случае могут быть и фотографии ушедших домашних животных. Некоторые мексиканцы, живущие на современный лад, только едят традиционную для этого праздника еду, например сладкий хлеб в форме человеческих костей, называемый «хлебом мертвеца», — отметила собеседница «ВМ».

То, что животные, в особенности собаки, стоят на одной линии с человеком, подтверждается еще и народным фольклором. У мексиканцев есть специальные стихотворения, которые они сочиняют ко Дню мертвых: calaveras literarias — в переводе на русский это звучит как «литературные черепушки».

— Это стихотворения про живых людей, но написанные так, будто они уже умерли. Таким способом авторы, зачастую анонимные, выражают свои назидания, насмешки, порицания. Если это произведение посвящено близким людям — заботу, поучение. Нередко встречаются «литературные черепушки», посвященные и любимым домашним животным, — рассказала Конистратенко.

Культура Мексики не стоит на месте

Мексиканская культура находится в постоянном развитии, и День мертвых — тому подтверждение. Еще 10 лет назад не существовало знаменитого на весь мир парада скелетов, который ежегодно проходит в Мехико в эти даты и привлекает тысячи туристов.

— Традиция зародилась в 2016 году как вдохновение от фильма про Джеймса Бонда, где главный герой убегает от бандитов, скрываясь среди огромных ярких скелетов в центре Мехико. Власти города оценили такую фантазию и успешно воплотили ее в жизнь, — подчеркнула эксперт.

Этот пример — наглядная демонстрация того, что День мертвых обретает новые формы и новые прочтения. Возможно, и день, выделенный для поминовения домашних животных, через несколько лет обрастет собственными необычными традициями, считает Конистратенко.

Что говорит славянская традиция

Эксперт по славянской магии, нумеролог Евгения Белова рассказала, что по славянской традиции как домашние, так и дикие животные попадают в Ирий. Это место, где духи-рожаницы шьют им новые шубки.

— В этих шубках животные вновь рождаются на нашей земле. Поэтому духи умерших животных не могут ни к кому приходить: они уже живут новой жизнью или готовятся к ней, — объяснила эксперт.

По ее словам, в наши дни представления о славянском язычестве искажены многочисленными спекуляциями. Поэтому можно где-то встретить информацию о том, что наши предки якобы поклонялись животным.

— Это совершенно не так. Славяне считали животных своими соседями по земле. В какие-то моменты — опасными, в какие-то — полезными. Но уж точно они не были почитаемыми и превозносимыми. Животные могли выступать в качестве семантических или культовых символов (например, во время обрядов, в том числе гадания с помощью коня), — отметила собеседница «ВМ».

Еще животные могли считаться «принадлежностью» богов — в понимании человека, а не самих божеств.

— В современном мире мы можем завести себе, например, домашнюю милую свинку и ухаживать за ней. Но славяне бы нас не поняли: свинья — это еда, но не любимец. Возможно, такой подход в наше время и кажется жестоким, но реалии тех лет диктовали свои условия, — подчеркнула Белова.

При этом в славянской традиции определенная степень уважения к животным присутствовала всегда. Так, охотник должен был уметь добыть дичь одним выстрелом, одной стрелой, обеспечив животному мгновенную безболезненную смерть. Пастух должен был беречь каждую корову в стаде, кожевник — не выбрасывать остатки шкур «в общую помойку» и так далее.

— Разумеется, подобный подход к пониманию животного исключает какие-либо священные праздники или памятные дни, посвященные братьям нашим меньшим. Поздние народные календари предписывали в определенные дни уделять особое внимание домашней скотине. Но эти рекомендации вовсе не носят сакральный характер: это была утилитарная необходимость, — указала эксперт.

При этом не стоит считать, что наши предки не любили животных. Они любили их точно так же, как и наши современники, но это чувство никогда не выливалось в обожествление, заключила Белова.

amp-next-page separator