Актер и общественный деятель Стивен Сигал на пленарном заседании «Новые вызовы» в рамках Международного форума «Диалог о фейках 2.0» рассказывает, как проходит борьба с дезинформацией / Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Создана организация по борьбе с фейками

Общество

20 ноября прошел Международный форум «Диалог о фейках 2.0», организованный АНО «Диалог Регионы». Главной темой стало влияние дезинформации на общество.

В рамках форума был подписан меморандум о создании Международной ассоциации по фактчекингу Global Factсhecking Network (GFCN), то есть проверки информации на правдивость, честность и достоверность. Концепцию организации представил гендиректор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак. Он отметил, что угроза дезинформации все еще остается актуальной. Так, с 2020 года в России выявлено 30 миллионов копий фейковых сообщений. Вполне вероятно, что в 2024 году их число составит 8 миллионов.

Для сбора и анализа данных о ложных публикациях используются модули «Единой системы противодействия фейкам», а также приложения и онлайн-сервисы анализа новостей. Участников организации будут обучать работе в системе фактчекинга, что гораздо упростит многоступенчатую проверку достоверности информации. Например, система позволит найти первоисточник неподтвержденной официальными лицами новости об очередной «всеобщей мобилизации».

Предполагаются офлайн и онлайн-курсы на базе «Мастерской новых медиа» и онлайн-платформы «Диалог ПРО».

— Будем руководствоваться принципом коллегиальности, создадим при ассоциации совет для решения вопросов по приему новых участников, — уточняет Табак.

Он добавил, что в подобные организации на Западе могут вступать только юридические лица, в России будут принимать всех.

Украинская сторона «умело» использует фактчекинг, рассказал военный блогер Михаил Звинчук.

— Они находят аккаунты родных бойцов в соцсетях и отправляют ложные сообщения, что «отец, муж или сын уже давно мертвы, но вы об этом не узнаете», — рассказал Михаил Звинчук. — И, конечно, после реакции близких солдаты начинают переживать за безопасность своей семьи.

Также «укропы» часто используют нарратив «массовая резня украинцев», чтобы воздействовать на эмоции людей. Так враг примеряет образ «жертвы российской агрессии», демонизируя нашу страну в глазах западной аудитории, добавил Звинчук. Но в то же время Украине нравится завышать масштабы и собственного урона, сообщать о серьезных проблемах ВСУ. Делается это для того, чтобы выпросить у «спонсоров» еще больше денег или крупных военных поставок. Однако есть нюанс. В случае отсутствия у Украины заметного успеха на фронте западный обыватель будет считать, что все их фейки — правда.

Еще один способ влияния на людей — громкие требования украинских политиков. Как утверждает Звинчук, в начале 2022 года ценность этой страны так раздули в СМИ, что она почувствовала неприкосновенность и могла оскорбить своего союзника. И рано или поздно Запад припомнит обиды и использует их как повод для отказа в помощи Киеву.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Стивен Сигал, актер, режиссер, общественный деятель:

— Мы живем в такое время, когда информация стала новым средством ведения войны. Приходится бороться за каждое правдивое слово. А ЦРУ в это время вливает деньги в распространение дезинформации. Миллионы людей гибнут из-за этого. Нужно сделать так, чтобы виновные понесли ответственность, но, к сожалению, ложь — бесплатна. Должен найтись тот, кто будет противостоять информационной войне ради светлого будущего наших наций.

amp-next-page separator