Актер театра и кино, лауреат Госпремии СССР, народный артист России Борис Щербаков / Фото: Вадим Тараканов / ТАСС

Голливуд отдыхает

Общество

11 декабря народному артисту России Борису Щербакову исполняется 75 лет. За годы своей творческой карьеры актер сыграл в двух сотнях картин и десятках спектаклей.

Сейчас Борис Васильевич Щербаков находится в больнице, но уже выходит на связь. Вот что сказал сын артиста:

— Врачи подтвердили, что все поправимо, повреждения в основном косметического характера. Он выглядит уже намного лучше. Уверен, что зрители увидят его снова уже очень скоро, — сказал Василий Щербаков, которого цитирует телеграм-канал Zvezdanews.

5 декабря Бориса Васильевича Щербакова экстренно госпитализировали в Москве после падения с лестницы во время перекура. Его обнаружила супруга Татьяна Бронзова, которая и вызвала скорую помощь. На следующий день после госпитализации у Щербакова диагностировали перелом основания черепа, проникающую черепно-мозговую травму, ушиб мозга и множественные переломы костей лица. Ему наложили несколько швов. Врачи оценили его состояние как средней тяжести. Помимо этого, кардиограмма выявила нарушение сердечного ритма и признаки сердечной недостаточности. Красавец, настоящий мужчина, в которого была влюблена женская аудитория страны, он признавался, что не любит ходить по врачам.

«Вредных привычек у меня полно. И я их ценю. Не боролся никогда и не собираюсь». И тут же о медицине: «На самом деле я очень мнительный в отношении своего здоровья человек и всегда внимательно прислушиваюсь к врачам. Не люблю ходить по ним, но организм заставляет».

Кинодебют Бориса Щербакова состоялся в 1963-м, когда ему, двенадцатилетнему подростку, дали роль Глебки Прохорова — героического сына преследуемого врагами большевика в фильме 1963 года «Мандат» (советская историко-приключенческая художественная картина режиссера Николая Лебедева. — «ВМ»). Подыскивая рыжего парнишку для ленты про белобандитов и продотряды, сотрудники «Ленфильма» обошли сотни школ, отобрали около тысячи мальчишек, и из этой тысячи выбрали Борю. Съемки происходили на 38-градусной жаре, а юные артисты снимались в тулупах. Самоотверженный дебютант получил огромный по тем временам гонорар — что-то около 480 рублей, и все деньги отдал семье. Блокадники Щербаковы жили очень скромно, семья занимала одну комнату в перенаселенной ленинградской коммуналке. Зато из окна открывался вид на Адмиралтейство…

Популярность к Щербакову пришла с фильмом «И снова Анискин» (трехсерийный комедийный детективный телефильм, снятый в 1977 году режиссерами Михаилом Жаровым и Виталием Ивановым. — «ВМ») с Михаилом Жаровым в главной роли. И хотя он сыграл там пьяницу-матроса Ивана Григорьева, на «Мосфильм» пошли письма от влюбленных в актера Щербакова женщин.

Но по-настоящему актер ощутил, что такое «узнают на улицах», в 1989 году, после выхода боевика режиссера Александра Муратова «Криминальный квартет», в котором сыграл одну из главных ролей в компании с Николаем Караченцовым, Владимиром Стекловым и Владимиром Ереминым.

Персонаж Щербакова, капитан милиции и Робин Гуд Петр Сараев, «умел материться на 18 языках» и постоянно «нарушал инструкцию». Все те же чистые голубые глаза, нелепые клетчатые штаны и колоритнейшая речь: «Ну… буксы ж горят!», «Такой вечер испортили…», «Я это… Попасу…»

— Помню, мальчишки после «Криминального квартета» кричали мне на улицах: «Сарай, Сарай!» Иногда это становилось обременительным. Особенно если начиналось панибратство, — рассказывал Борис Васильевич.

Другой, менее растиражированной, но очень выразительной киноработой Щербакова стала роль в фильме 1979 года «День свадьбы придется уточнить», где он сыграл молодого потомственного металлурга, связавшегося «не с той» барышней, роль которой исполнила молодая Евгения Симонова. Среди хитов фильмографии Щербакова — боевик Михаила Туманишвили «Случай в квадрате 36–80», где он сыграл мужественного летчика, командира экипажа, и впечатлил советского зрителя красивой, как в итальянском кино, постельной сценой с Татьяной Ронами, «Воры в законе» Юрия Кары, где Щербаков лично выбрал на роль криминальной красотки Риты Анну Самохину; «По прозвищу Зверь» Александра Муратова; «Легенда № 17» Николая Лебедева.

В театре играл Лопахина, Тригорина, Валентина в постановке Михаила Рощина, где возлюбленной, Валентиной же, стала Елена Проклова. И снова — волнующая сцена любви...

Невероятно работоспособный, увлеченный искусством резьбы по дереву, Щербаков умеет относиться к себе с юмором. А еще он — отличный товарищ. «Из тех, кто примчится в любое время дня и ночи и решит все твои проблемы», — говорят о нем друзья. И, несмотря на репутацию сердцееда, — преданный муж. Их браку с Татьяной Бронзовой уже полвека.

А НАШ КРУЧЕ

Начиная примерно с 1970-х Бориса Щербакова часто сравнивали с голливудской звездой Робертом Рэдфордом: мол, одно лицо. Ну да, только при этом часто забывали упомянуть, что наш актер и помоложе лет на 12, и ростом чуть повыше, да и в таланте американцу ничуть не уступает.

ЛУЧШИЕ РОЛИ

  • Легенда № 17 (2012): Борис, отец Валеры,
  • По прозвищу «Зверь» (1990): Алик,
  • Криминальный квартет (1989): Петр Сараев,
  • Воры в законе (1988): Андрей,
  • Без срока давности (1986): майор госбезопасности Алексей Столяров,
  • Слушать в отсеках (1985): отец и сын Логиновы,
  • Берег (1983): писатель Вадим Никитин,
  • Случай в квадрате 36–80 (1982): майор авиации Геннадий Волк.

amp-next-page separator