Макет древнего Кремля — раритет. Он был сделан 65 лет назад, когда отмечалось 800-летие Москвы. / Фото: «Вечерняя Москва»

Экскурсия в древнюю и средневековую столицу: неизвестное об известном

Общество

В экспозиции представлены археологические находки, подлинные предметы древности, реконструкции и картины выдающегося художника Аполлинария Васнецова. «Вечерка» попросила старшего научного сотрудника музея Екатерину Святицкую провести для наших читателей экскурсию и рассказать о самом интересном.

Первый экспонат, который встречает экскурсантов, — макет В. Н. Конобеева «Москва-городок»: на нем виден и Боровицкий холм, и две реки — Москва и Неглинная. Именно здесь князь Юрий Долгорукий заложил первую московскую крепость, оценив все достоинства природного ландшафта. Будущий город защищали дремучие леса и болотные топи, а реки играли роль торговых путей.

От мамонтов до неолита

Но история этих мест началась гораздо раньше и уходит в глубокую древность. Эти пространства стали заселяться первобытными людьми еще 25–27 тысяч лет назад. В ту пору на территории Московской области лежал ледник, здесь бродили мамонты, а вместо привычных нам лесов — берез, сосен и елей — росла только карликовая растительность — как в настоящей тундре. Представить, в каких условиях жили первобытные люди, помогает инсталляция «Стоянка эпохи древнего каменного века»: вдалеке виднеется ледник, покрывавший в те времена всю территорию нашего края, а на переднем плане у очага лежат кости древних животных.

— Все костные останки, которые здесь можно увидеть, — подлинные, — рассказывает Екатерина Святицкая. — Они были найдены на территории Московской области. Особенно примечательна нижняя челюсть мамонта с четырьмя крупными зубами. Не все знают, что эти животные водились в наших краях.

Каменный век делится на три этапа: палеолит, мезолит и неолит. Именно неолитические стоянки V–III тысячелетий до н. э. оставили больше всего артефактов. В эпоху неолита на территории Московской области уже росли густые леса, похожие на современные, реки стали полноводными, а люди селились в крытых шкурами или дерном жилищах. В эпоху неолита орудия труда и оружие изготовляли из камня, дерева и кости. В эту же пору наши предки уже умели делать горшки из глины.

— Обратите внимание, что нет горшков с плоским дном, — рассказывает Екатерина Святицкая. — У всех горшков дно округлой и яйцевидной формы. Их не ставили на стол, а вкапывали в угли костра. Интересно, что на стоянках эпохи неолита находят изделия из янтаря. Это означает, что уже в ту пору существовал товарообмен с Прибалтикой.

Главный «герой» следующей исторической эпохи — бронзового века — каменный боевой топор. Интересно узнать, как наши предки его делали? — Это требует особого мастерства, — говорит гид. — Берется обычный кусок камня — чаще всего диорита — и шлифуется на шлифовальной плите из песчаника.

Потом в середине камня выдалбливается маленькая ямочка, а затем берутся костяное сверло и песок, и ими просверливается идеально круглое по форме отверстие. Это выглядит потрясающе. На выставке можно увидеть редчайшие бронзовые артефакты — маленький кинжал, фрагмент браслета, рыболовный крючок и бусинки.

Железный век

Важная веха в истории — эпоха раннего железного века. Она начинается в IX–VIII веках до н. э. В ту пору наши предки занимались земледелием и скотоводством и жили оседло.

— На московских территориях с металлами — медью или железом — было плохо, — рассказывает Екатерина Святицкая. — Зачастую приходилось металлы привозить из других мест. Либо наши предки привозили готовые изделия из бронзы или железа.

Кстати, мы можем достаточно точно представить, как выглядели древние люди, жившие в эпоху железного века. На помощь приходит метод скульптурной реконструкции, который разработал антрополог Михаил Михайлович Герасимов.

Как работает этот метод? Берется череп древнего человека, и по его костям «наращиваются» мышечные ткани. Это позволяет восстановить черты лица. Примечательно, что этот метод изначально создавался для криминалистических нужд, когда по черепу делали реконструкцию лица, а потом сравнивали его с фотографией реального человека. Точность была очень убедительной. И благодаря этому методу мы можем представить древних людей — их скульптурные реконструкции украшают экспозицию.

Ранний железный век представлен археологическими находками, относящимися к дьяковской археологической культуре. Она получила свое название от Дьякова городища, которое располагалось на Москва-реке в районе современного Коломенского. Женщины того времени были настоящими «модницами» и очень любили украшения.

— Женщины финно-угорского происхождения использовали много бронзовых украшений в своем наряде, — говорит Екатерина Святицкая. — Здесь есть разнообразные подвески, булавки, крупные спиралевидные браслеты. На головной убор нашивался венчик с круглыми подвесками. Когда бронза новенькая — она сияет как золото. Мы можем себе представить, как женщина надевала расшитую бусинами, пронизками и накладками одежду и шла по городищу.

При этом ее украшения блестели и позвякивали. Думаю, что это выглядело очень эффектно.

На сцену выходят славяне

В Х–XI веках началась эпоха заселения московского края славянами. Много артефактов той поры найдено в курганах.

— На территории Московской области находится много древних захоронений, — говорит Екатерина Святицкая. — Активные раскопки славянских курганов велись в 60–70-е годы прошлого века на территории районов Черемушки, Фили, Матвеевское, Лосиный остров, где потом появились хрущевские и брежневские новостройки. Славяне были язычниками, в их погребениях археологи находят интереснейший инвентарь, который должен был их сопровождать в загробный мир.

Здесь много интересных предметов. Например, кресало — предмет для добывания огня — аналог древней зажигалки. Кольца, браслеты, перстни. И редчайшая находка — золотостеклянные бусы, которые, скорее всего, привезли из Киева или Византии. Местные ювелиры свои бусы изготавливали из камней, таких как сердолик и горный хрусталь. Среди предметов экспозиции привлекает внимание бюст князя Андрея Боголюбского. Бросается в глаза его неславянская внешность.

— Князь Андрей — сын Юрия Долгорукого, а вот его мама — восточная красавица — была дочерью половецкого хана Аепы, — говорит мой гид. — Монголоидный разрез глаз Андрей унаследовал от нее.

Чем прославился Иван Калита

XIV век — время начала возвышения Москвы в эпоху ордынского владычества. Один из самых необычных экспонатов выставки этого времени — поливная чаща иранского происхождения, которую нашли на раскопках в Ростиславле Рязанском (Озерский район Московской области). По форме она напоминает большую восточную пиалу и разукрашена всеми цветами радуги. Ученые гадают — как она попала в Московскую область? Подобной посуды у нас не было. Высказывается гипотеза, что чаша принадлежала какому-нибудь знатному ордынцу.

— Ничего подобного на территории нашего края мы не находили, — говорит Екатерина Святицкая. — Чаша сделана по сложной технологии. При ее украшении используется многоцветная роспись. Из-за долгого лежания в земле она утратила первоначальные краски, но мы собрали все имеющиеся фрагменты, и теперь каждый может любоваться на это чудо.

Подобных артефактов нет даже в Историческом музее. В Музее Москвы о каждой вещи можно рассказать свою историю. Вот маленькая черная сумка — калита, найденная при раскопках в Александровском саду. В средневековой одежде не было карманов. Чтобы чтото с собой носить, люди использовали различные сумки, которые крепились к поясу. В этой калите были найдены узкий нож-стилет и маленькая игральная кость. Кстати, игры в кости (в «зернь») на Руси были запрещены. Поэтому кость — совсем крошечная, как зернышко, чтобы ее можно было спрятать между пальцев. А слово «калита» у нас вызывает в памяти имя одного из московских правителей — князя Ивана Даниловича. Как следует из его жития, князь был нищелюбив и часто подавал милостыню из специального кошеля, за что и получил от народа прозвище — Иван Калита.

«Встану рано, пойду к барану»

XV–XVII века — время расцвета Московского княжества. Эта эпоха представлена множеством экспонатов. Никто не проходит мимо стенда, где можно увидеть шлемы, кольчугу, алебарды и копья.

— Но для нас главный предмет гордости — пищаль затынная, — говорит гид. — Это огнестрельное оружие. Им стреляли с крепостной стены.

Его заряжали маленькими ядрами. Но все же главное — не война, а мир. Сколько же интересных предметов быта! Вот рукомойник с двумя носиками. Один в виде головы лошади, а другой в виде головы баранчика.

— Была даже поговорка: «Встану рано, пойду к барану», то есть умоюсь, — рассказывает Екатерина Святицкая. — Этот рукомойник рассчитан на большую семью. Он сделан из чернолощеной керамики.

Еще один раритет — женская шапочка-волосник. В ней была похоронена знатная дама, Мария Мутьянская, жена воеводы. Шапочка надевалась под основной плат. Ее нашли в саркофаге и отреставрировали.

Если присмотреться, то можно увидеть, как на ней золотистыми нитями вышито изображение — вселенское древо, к которому с двух сторон подходят единороги. Ну а больше всего приковывает взгляд бюст Ивана Грозного. Это точный скульптурный портрет царя.

— Здесь Ивану Грозному 54 года, но он выглядит значительно старше своих лет, — говорит мой гид. — Реконструкцию делал сам Герасимов на основе черепа Ивана Грозного, который извлекали из саркофага, находящегося в Архангельском соборе.

Особый колорит экспозиции придают картины Аполлинария Васнецова. Его брат Виктор Васнецов — всем известный автор «Трех богатырей». А Аполинарий Васнецов — тоже выдающийся художник, профессиональный историк. Благодаря его картинам мы представляем средневековую жизнь Первопрестольной. Завершить экскурсию лучше всего у макета «Московский Кремль рубежа XVI–XVII веков». Он позволяет взглянуть на сердце нашей древней столицы как бы с высоты птичьего полета. Вот ансамбль Соборной площади, где стоят Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы. Вот Филаретова звонница и колокольня Ивана Великикого. А вот стоит Чудов монастырь, который упоминается в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина. Только на макете мы можем увидеть большой княжеский дворец, от которого до наших дней сохранилась одна Грановитая палата.

amp-next-page separator