2024 год: главные достижения России
Уходящий 2024-й был трудным, но интересным. Росли цены, но повысились и ставки по вкладам. Безработица в России стремится к нулю, а зарплаты подросли на девять процентов.
Главный итог года — не сработали сразу четыре негативных сценария о России, на реализацию которых рассчитывал Запад. В этом убежден политолог, доцент философского факультета МГУ Борис Межуев.
Задавить нас не вышло
— Главная надежда была на то, что в России ослабеет власть, снизится ее легитимность и популярность у населения, — говорит эксперт. — Но этого не случилось.
Владимир Путин выиграл выборы с самым высоким за свою политическую карьеру результатом — 87,28 процента. Это на 11 процентов выше, чем в 2018 году.
Второй неоправдавшийся прогноз — ухудшение межнациональных отношений. Дескать, из-за конфликта на Ближнем Востоке в мусульманских регионах России могут случиться еврейские погромы. Прошлогоднее ЧП в аэропорту Махачкалы, куда ворвались «активисты» с желанием побить пассажиров, прилетевших из Израиля, дало на Западе надежду, что этот инцидент — только начало.
— Но межнациональный мир в нашей стране сохраняется, — пояснил Межуев.
Третий сценарий — неконтролируемый рост доллара и экономический крах России. Да, доллар за год вырос с 89 до 103 рублей. Но ничего страшного не произошло. — Рост ВВП России продолжился, импортозамещение усиливается, — считает эксперт.
Четвертый сценарий — международная изоляция России. Тоже не вышло. Россия успешно провела в Казани саммит БРИКС, в котором приняли участие делегации 35 стран и шести международных организаций. Причем в сам БРИКС выстроилась такая очередь, что прием новых стран туда пришлось ограничить.
— К тому же новый президент США Дональд Трамп постоянно говорит о желании общаться с Москвой, поэтому об изоляции речи не идет, — добавил Борис Межуев. — Мы по-прежнему нужны миру, и Западу в том числе.
Производим все больше
В 2023 году рост экономики составил 3,6 процента, а в нынешнем ожидается 3,9–4 процента. Итого за два года — 7,5–7,6 процента. Много это или мало? За те же два года рост экономики Соединенных Штатов Америки составил 5,6 процента, ЕС — 1 процент, а Германии — 0 процентов.
— С одной стороны, хорошо, что наш экономический рост обогнал страны Европы и США. Хорошо, что мы смогли резко, в несколько раз, нарастить выпуск продукции ВПК: чем больше оружия и боеприпасов, тем меньше гибнет наших бойцов, — рассуждает политолог Григорий Савельев. — С другой стороны, рост ВВП связан, главным образом, с оборонкой, сферой нефти и газа. Причем последние мы сейчас продаем очень дешево Индии и Китаю. Пользуясь тем, что мы под санкциями и европейский рынок для нас закрыт, страны Юго-Восточной Азии за наш счет богатеют.
Финансовый аналитик Артем Извольский считает, что не все настолько однозначно.
— Многие утверждают, что от роста ВВП населению ни холодно, ни жарко. Но это не совсем так. Реальный рост зарплат в 2024 году с учетом инфляции составил 9 процентов. Это очень хороший показатель, — пояснил эксперт. — Да, инфляция, которую показывает Росстат, — 9,2–9,3 процента. Это много. Зато ведь и ставки по рублевым депозитам выросли. Разместить деньги в банке можно уже под 22–24 процента годовых. Иными словами, ставки по вкладам серьезно обгоняют инфляцию. Во всяком случае — официальную.
Степан Львов, директор по стратегическому развитию ВЦИОМ, рассказывает:
— Главный фактор роста доходов населения в России впервые за много лет — не рост социальных выплат от государства, а рост зарплат, вызванный дефицитом кадров на фоне экономического подъема. Работники требуют прибавки к зарплате и получают ее, а если нет — то меняют место работы. При этом риск остаться без работы практически исчез! Это постепенно меняет логику трудового поведения и иерархию трудовых ценностей. Просто высокой зарплаты уже недостаточно, люди стали более внимательно относиться к социальному пакету, корпоративной культуре и прочим «мягким» факторам.
Доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Сергей Смирнов настроен более пессимистично:
— Во-первых, большая часть населения страны по-прежнему никаких сбережений не имеет, поэтому какой там процент по рублевым депозитам, их вообще не волнует. У них просто нет свободных денег, чтобы в банк положить, — говорит эксперт. — Во-вторых, зарплаты растут очень дифференцированно. Врачи, учителя, работники культуры и социальной сферы больше зарабатывать не стали. Во всяком случае, реально больше — с учетом инфляции. Даже айтишники, эти «баловни рынка», сейчас не в лучшей ситуации. Кого-то вообще сокращают, потому что компании не решаются инвестировать в развитие, а просто хранят деньги на депозитах — так сейчас выгоднее. Бизнес ждет более дешевых кредитов. А пока ЦБ ключевую ставку серьезно не опустит — их не будет.
Смена элит
Одним из главных результатов 2024 года эксперты называют попытку смены элит. Была, например, запущена кадровая программа «Время героев». Участникам СВО дают знания в экономике, политологии и других сферах, чтобы они постепенно занимали руководящие посты в разных сферах.
— Конечно, ни о какой смене элит речь пока и близко не идет, — считает Савельев. — Кто такой участник СВО? Это человек, который на фронте. И никакой демобилизации в ближайшее время не ожидается. Это раз. Второе — не факт, что храбрый солдат будет хорошим чиновником — в разных сферах деятельности нужны разные качества. Что действительно важно, так это то, что наконец-то «почистили» Министерство обороны — убрали оттуда часть взяточников, которые, в частности, не обеспечили нормальную подготовку к военной спецоперации. Ни БПЛА, ни снаряжения, ни качественной связи — ничего ведь не хватало. В богатейшей стране добровольцев и мобилизованных всем миром на фронт собирали! Теперь, очень надеюсь, будет по-другому.
Мы вместе
Григорий Савельев считает:
— Главный итог года, пожалуй, таков: изменилось наше сознание. В 2022-м и даже 2023-м многие были уверены, что проблемы у нас ненадолго. Сейчас быстренько с Украиной разберемся, с Западом замиримся, санкции снимут — и все будет как раньше. А 2024 год показал — вся эта история надолго. Ну вот Трамп победил. Сказал он хоть слово об отмене санкций? Нет. Сказал ли хоть слово, что помирится с Россией на ее условиях? Тоже нет. На встрече с Зеленским в Париже Трамп прямо заявил, что не поддерживает членство Украины в НАТО, но хотел бы видеть страну «сильной и хорошо вооруженной» после окончания конфликта. Перевожу с дипломатического на русский: в НАТО мы Украину не возьмем, потому что воевать за нее никто не собирается. Поэтому отвоевывать у России территории она будет сама, а мы ей снова оружием и специалистами поможем. Все. И тот, кто придет через четыре года, после Трампа, скажет то же самое. Потому что политики могут меняться, а стратегические интересы у стран неизменны. Общество может и не на сознательном уровне, но понимает: дальше мы будем жить в режиме противостояния с Западом и дружбы с Глобальным Югом. По большому счету ничего нового: в условиях противостояния с Западом мы жили во времена СССР. Только сейчас, когда экономика рыночная, жить мы станем куда комфортнее.
КСТАТИ
В этом году увеличилось внимание государства к проблеме здравоохранения. Выросла доля граждан, прошедших диспансеризацию. А это важное условие раннего выявления заболеваний и продления лет активной жизни. В систему диспансеризации впервые внедрена проверка фертильности, то есть способности иметь детей: за 10 месяцев такое обследование прошли уже 3 миллиона человек фертильного возраста.
ФАКТ
Настрой Года «Донбасский консенсус» — сплочение российского общества вокруг действующей власти — усилился. «Он сохранил роль главной политической платформы, объединяющей все патриотические силы», — уверен директор департамента политических исследований ВЦИОМ Михаил Мамонов.
СОЦОПРОС: ЧТО ДУМАЮТ ЛЮДИ
Более половины опрошенных россиян (53 процента) считают, что лично для них 2024 год был очень удачным или как минимум «в целом хорошим», противоположной точки зрения придерживаются 43 процента. Такие результаты представили эксперты ВЦИОМ. Относительно того, насколько удачным год выдался для страны в целом, респонденты менее оптимистичны: плохим и очень тяжелым его назвали 70 процентов, а удачным — только 20 процентов.
— Зато разрыв между негативной и позитивной оценками не так велик, как четыре года назад, — тогда он достигал 80 процентных пунктов, заявил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Особо социологи отметили успешную налоговую реформу: она прошла без драм и гражданских конфликтов. Прогрессивная шкала получила поддержку основной массы населения, ведь большая его часть ничего не потеряла и даже получила надежду на сокращение неравенства.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем, политолог:
— Надо признать, что в уходящем году наше общество изменилось: я считаю, что мы стали жестче. Возникло понимание того, что спецоперация — это не где-то там, далеко. Что СВО и наша жизнь очень тесно связаны. И это понимание пришло не из телевизора, а через те вещи, с которыми мы — хотим или не хотим этого — сталкиваемся постоянно. Это и рост цен в магазинах, и рост курса доллара, и высокая ставка Центробанка, в результате которой кредиты стали фактически недоступны — то есть следствия санкций, с помощью которых нас пытаются победить. Мы поняли, что СВО — это не только события на фронте, это попытка давления на Россию через экономику. Как еще изменилась наша жизнь? На мой взгляд, усилилось разделение на богатых и бедных. Прослойка среднего класса стала тоньше. В принципе это общемировая тенденция. В свое время средний класс был нужен Западу как витрина: смотрите — мы живем лучше, чем СССР. Наш человек может позволить себе купить не только джинсы и кроссовки, но и автомобиль. А еще он может полететь на самолете к морю! Как только двухполярный мир закончился, необходимость в социальной «витрине» исчезла, и средний класс стал таять. У нас в 2024 году этому способствовала высокая ставка по кредитам. Средний класс и в России, и в других странах традиционно покупал машины, квартиры и прочие маркеры благополучия в кредит. А когда кредит практически недоступен, то и купить что-либо из благ становится проблематично. Из-за роста курса доллара отдых за границей тоже многим не по карману. И какой же ты тогда средний класс, если ничего не можешь себе позволить? Еще одно изменение — мы стали, пожалуй, лучше разбираться в политике. Самым популярным новогодним желанием россиян стало завершение специальной военной операции. Об этом свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ. Окончания СВО и победы России хотят 37 процентов россиян. Причем, как утверждают социологи, желание объединяет жителей страны вне зависимости от пола и возраста. При этом, как я понимаю, уже мало кто хочет прекращения СВО «как-нибудь, лишь бы мир». Мы наконец-то поняли, что мир нам нужен исключительно на российских условиях. Вспомните: еще в 2022 году, в начале СВО, в нашем обществе была масса «нетвойнистов». «Какая Украина, зачем, для чего нам все это?» — такие были у многих настроения. А потом — не сразу, постепенно, но в уходящем году окончательно — мы поняли, с кем имеем дело. Теракт в «Крокусе» по заданию украинских спецслужб, обстрелы мирных кварталов Рыльска, Казани, Белгорода, стрельба по Севастополю, где прямо на пляже погибли люди... Все это меняет настроения в обществе. Люди начинают понимать, что с нынешней киевской властью нужно разбираться «до конца», иначе после «мира» с тем же Зеленским через три-пять лет нам снова придется воевать. Еще один важный момент. Многие считают, что в этом году в России начала формироваться новая элита. Появилась, мол, программа «Время героев», и скоро у руля страны появятся парни, пришедшие с СВО. Это не совсем так. Да, некоторые участники спецоперации, участвующие в программе, смогут сделать политическую карьеру. Но — лишь незначительное число. Ведь элита «прорастает» и формируется в обществе сама по себе. Невозможно привести человека со стороны и сказать — вот он теперь элита. Через какое-то время его просто «съедят». И если, например, в какую-то область назначается новый губернатор, это не значит, что «теперь все будет по-другому». Нет, он будет заниматься тем же, что и старый — просить у федерального центра денег и договариваться с местными начальниками. Без ресурса «сверху» и ресурса «снизу» губернатор ничего не сделает. Резюмируя, скажу: год был довольно трудным и с точки зрения экономки, и с точки зрения военных действий, и с точки зрения политики. Но мы не допустили раскола в обществе и экономического краха. Плюс вплотную приблизились к победе в военных действиях на Украине. Финал СВО виден, и он — в нашу пользу.