Марсоход «Кьюриосити» должен наконец дать ответ на вопрос, волнующий жителей земли уже много лет: есть ли жизнь на Марсе? / Фото: «Вечерняя Москва»

Российский прибор ДАН ищет воду на Марсе

Общество

Одна из основных — определить, была ли или возможна ли на них жизнь. Этим среди прочего и занимается марсоход НАСА «Кьюриосити», в августе совершивший мягкую посадку на Красную планету.

Марсоход обнаружил вещество, состоящее из атомов углерода, водорода и хлора. Казалось бы, вот оно — свидетельство жизни на Марсе! Однако, по словам Игоря Митрофанова, заведующего лабораторией космической гаммаспектроскопии ИКИ РАН, пока сложно сказать, имеет ли это органическое соединение биологическое происхождение или же было занесено на марсианскую поверхность самим «Кьюриосити».

Как уверил директор ИКИ РАН Лев Зеленый, к космическим аппаратам, совершающим межпланетные перемещения, применяют меры планетного карантина — аппараты тщательно стерилизуют. Однако стопроцентной гарантии охраны окружающей среды планеты-соседки это все же не дает.

То, что Марс вполне пригоден для жизни, было ясно и без «вмешательства» «Кьюриосити» — ранее ученые обнаружили на поверхности планеты русла высохших рек. Марс и Земля в «молодости» были очень похожи друг на друга, уверен Игорь Митрофанов.

И это дает основания полагать, что на Красной планете тоже была жизнь. Но, чтобы это доказать, нужно найти на ее поверхности не органические, а биологические структуры.

Российский прибор «Динамическое альбедо нейтронов» (ДАН), расположенный на борту «Кьюриосити», фактически тоже призван обнаружить марсианскую жизнь, ведь источник жизни — вода, а ДАН ищет именно воду. Вернее, водород — один из двух ее составляющих. В состав прибора входят импульсный источник (генератор) нейтронов и приемник нейтронного излучения. Генератор выпускает в сторону марсианской поверхности короткие, но мощные импульсы нейтронов. Процесс чем-то похож на флюорографию. Частицы проникают в грунт Марса, где взаимодействуют с ядрами основных породообразующих элементов. В ходе таких взаимодействий быстрые нейтроны замедляются и теряют свою энергию. Часть из них поглощается в грунте, а часть выходит обратно на поверхность, где и регистрируются приемником нейтронного излучения. На основании полученных данных прибор определяет глубину проникновения нейтронов и состав приповерхностного грунта. Нейтроны ДАНа способны проникать в грунт Марса на глубину до 1 метра, при этом точность измерений обеспечивается на глубине 50–70 см.

За первые 100 дней работы «Кьюриосити» ДАН произвел 120 измерений. Их результаты позволяют говорить о двухслойности марсианского грунта. У самой поверхности он сухой — содержание воды по массе не превышает 1 процента — так же, как и в чилийской пустыне Атакаме. Но на глубине до метра находится грунт с относительно высоким содержанием воды, которое значительно изменяется вдоль трассы движения и в отдельных местах превышает 4 процента по массе. Важность для исследователей представляют именно глубокие слои марсианского грунта. Если верхний слой подвергается воздействию ветров и пыльных бурь и постоянно изменяется, то грунт на глубине таких изменений не претерпевает и в наибольшей степени подходит для того, чтобы судить об эволюции планеты.

Основу для ДАНа — генератор нейтронов — изготовили во ВНИИ автоматики имени Н. Л. Духова. Перед запуском в космос прибор прошел множество испытаний на Земле, где его подвергали всем нагрузкам, которые он испытает по пути на Красную планету и на ней самой. Исследования, проводимые сегодня при помощи прибора ДАН, станут базой для экспедиции человека на Марс, которая произойдет в ближайшие десятилетия.

Подготовлена она будет роботами, которые смогут создать на Красной планете необходимую инфраструктуру — накопить запасы кислорода, воды, горючего.

Поэтому, отправившись в экспедицию, ни воду, ни горючее на обратную дорогу с собой транспортировать не придется. Путь держать нужно в район марсианского экватора — там условия более комфортные.

По данным www.nkj.ru

amp-next-page separator