Отмена домашних заданий в России: как это скажется на детях и образовании
Полная отмена домашнего задания — мечта любого школьника, которая совсем скоро может воплотиться в реальность. Депутаты Госдумы, учитывая высокую загруженность детей, предложили отменить домашние задания. Об этом рассказал председатель ГД Вячеслав Володин. «Вечерняя Москва» выясняла с экспертами, как скажется на системе образования это нововведение.
Почему заговорили об отмене
Эта идея возникла на фоне того, что дети проводят большое количество времени за учебой — около восьми–девяти часов, а при выполнении заданий используют сторонние ресурсы (готовые домашние задания и помощь искусственного интеллекта), что делает любую работу бессмысленной, следует из объяснения председателя Госдумы Володина.
В свою очередь вице-спикер Госдумы от партии «Новые люди» Владислав Даванков также отметил, что дети зачастую не выполняют задания самостоятельно, а прибегают к помощи технологий, что лишает их возможности размышлять:
— Те домашние задания, что есть сейчас, нужно либо отменить, либо совсем переделать в какие-то совершенно другие задания, которые бы помогали детям думать, — высказался Даванков на сессии, посвященной искусственному интеллекту.
Мнение психиатра
Однако, по словам врача-психиатра, кандидата медицинских наук Елизаветы Жестковой, полная отмена домашнего задания вряд ли благоприятно скажется на формировании личности ребенка, потому что лишит его возможности самостоятельно получать знания.
— При выполнении такой работы ребенок учится самостоятельно закреплять пройденный материал, искать новую информацию, изучать дополнительные данные. Также домашние задания дисциплинируют и формируют чувство ответственности: школьнику нужно рассчитать время, которое он может потратить на выполнение задания, на встречу с друзьями и на отдых, — пояснила Жесткова.
Но чтобы не перегружать детей, можно было бы регламентировать количество домашней работы, отметила специалист.
— Иногда школьники, особенно старшеклассники, получают настолько большой объем домашней работы, что затрачивают на него полноценный выходной, в который они должны восстановить силы перед рабочей неделей. При этом у многих ребят есть дополнительные кружки, секции и репетиторы, которые тоже забирают свободное время. Это важно учитывать и уменьшать объем домашнего задания, чтобы его можно было выполнить в течение нескольких часов, — высказалась психиатр.
Мнение педагога
В свою очередь директор школы «Квантум» Оксана Кляпка также считает, что в полной отмене домашнего задания нет необходимости, достаточно будет сократить объем полученных заданий.
— Дома дети закрепляют полученный в школе материал. Помимо этого, сам факт полученного домашнего задания формирует понимание зоны ответственности у ребенка. Он осознает, что если не сделает его, то в школе придется за это отчитываться. Поэтому полная отмена домашней работы может негативно сказаться на формировании личности ребенка, — пояснила Кляпка.
Однако она рекомендовала учителям предлагать различные форматы выполнения домашних заданий:
— К примеру, по русскому языку это может быть стандартное упражнение, а по математике — решение задачи. Но по другим предметам важно давать возможность выполнять проекты, презентации и видео, — предложила эксперт.
Также в Госдуме рассматривали возможность сокращения объема домашних заданий, контрольных и практических работ, которые могут быть за один день, чтобы урегулировать уровень нагрузки, возложенный на детей. Подробнее о предложении — в материале «ВМ».