Фото: Shutterstock

Школа без скандалов: психолог назвала пять шагов к самостоятельной учебе

Общество

Выполнение домашних заданий — вечный камень преткновения в семьях: споры, слезы и усталость с обеих сторон. Что, если проблема не в заданиях, а в отношении к ним? Цель «домашки» не только в повторении пройденного материала, но и в развитии личности ребенка. Специалист Московской службы психологической помощи населению Департамента труда и социальной защиты населения Екатерина Игонина рассказала, как помочь школьнику учиться самостоятельно и сохранить мир в семье.

Зачем нужна «домашка»: не оценка, а развитие

Выполнение домашнего задания учит ребенка ответственности, самостоятельности и тайм-менеджменту. Помогает распределять время между учебой, отдыхом и друзьями. Дома, в спокойной обстановке, дети учатся искать информацию, выделять главное, систематизировать данные и применять разные методы запоминания. Роль родителей здесь — не решать задачи вместо школьника, а создать условия, в которых он сможет справиться сам.

Приучать ребенка к этому нужно с первого класса. Он должен знать, что всегда может попросить о помощи, но не о готовом решении.

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ УМНОЙ ПОМОЩИ

Организационный

Помогите ребенку организовать рабочее пространство и режим дня. Успеваемость и здоровье зависят от хорошего света, удобной мебели и возможности заниматься в тишине. Обсудите, когда ему легче учиться: после отдыха или сразу после школы. Ваша задача — мягко контролировать распорядок и быть рядом, особенно в первые школьные годы.

Обучающий

Познакомьте ребенка с принципами самостоятельной работы. Объясните, как настроиться на учебу, что должно лежать на столе, а что лучше убрать. Покажите, где искать информацию, если что-то непонятно. Главное: не звоните учителю и ничего не ищите за ребенка — это позволит ему научиться справляться с трудностями самостоятельно.

Мотивационный

Поддерживайте здоровый интерес к учебе и искренне хвалите. Но помните, что мотивация первоклассника и подростка — совсем разная. Ищите то, что близко вашему ребенку: связывайте задания с его увлечениями или целями. Хвалите не за ум — особенно если предмет не дается, а за старание, усидчивость и настойчивость. Ваша задача — выработать у ребенка здоровое отношение к школе и учебе, где есть место не только успехам, но и ошибкам.

Глубинный

Воздержитесь от материальных поощрений и ищите корень проблемы. Плата за оценки быстро дает эффект, но подменяет истинную учебную мотивацию финансовой. Вместо того чтобы устранять «симптом» деньгами, выясните причину: может, мешает отсутствие привычки, проблемы с одноклассниками или неуверенность в себе? Иногда лучшей помощью будут не деньги, а занятия с репетитором или разговор по душам.

Доверительный

Разбирайтесь в трудностях вместе и доверяйте школе. Если проблемы с уроками стали системными, поговорите с учителем. Тот, кто видит ребенка в классе — подскажет, в чем источник сложностей. Помогая с непонятным заданием, объясняйте принципы решения на аналогиях, а не делайте все за него. Ваша главная цель — научить ребенка учиться. Это умение, которое легко дается в школьные годы, останется с ним на всю жизнь.

Самое ценное — это ваши доверительные отношения с ребенком, а школа — лишь часть его большого пути.

Бесплатная психологическая поддержка доступна по круглосуточному телефону неотложной психологической помощи 051 (для городского) или +7 (495) 051 (для мобильного) Московской службы психологической помощи населению.

amp-next-page separator