Фридайвинг: что это такое простыми словами
17 сентября завершился глубинный чемпионат мира по правилам CMAS (Всемирная конфедерация подводной деятельности) 2025. В нем участвовали восемь российских спортсменов, которые получили две золотые, три серебряные и одну бронзовую медаль. Также установлены 5 мировых рекордов. Мы продолжаем рубрику «Простые вопросы» разговором о подводном спорте с президентом Ассоциации подводной деятельности Крыма и Севастополя, фридайвером* Вячеславом Кулешовым.
Чувство невесомости и полета над бескрайними просторами, вернее — бездонными глубинами, доступно не только во сне, но и наяву, не только в воздухе, но и под водой. Слово «дайвинг», от английского dive — «нырять, погружаться», сейчас, пожалуй, более популярно, чем «ныряльщики». Но именно о них мы и поговорили с президентом Ассоциации подводной деятельности Крыма и Севастополя Вячеславом Кулешовым.
— Вячеслав, кого объединяет эта ассоциация?
— Наша общественная организация объединяет всех любителей нырять: людей, которые занимаются фридайвингом, подводной охотой, снорклингом (плавание у поверхности воды с маской и трубкой. — «ВМ»)... Она была создана в 2014 году на базе клубов по подводному плаванию, которые существовали на различных местных предприятиях еще со времен Советского Союза. Мы охватываем все аспекты, важные для ныряльщиков: поддерживаем спортивные мероприятия, на добровольных началах проводим обучение подводному плаванию, выступаем как эксперты во взаимодействии с органами государственной власти России в вопросах, касающихся регулирования любительского рыболовства, правил погружения, нахождения на водных объектах и других.
— Кого можно отнести к ныряльщикам? Я знаю про дайвинг, фридайвинг, хайдайвинг...
— Всех вышеперечисленных и не только. Но давайте сосредоточимся на тех, кто погружается под воду на задержке дыхания без использования дыхательных аппаратов: на фридайверах и любителях подводной охоты. Потому что дайвинг (погружения с аквалангом. — «ВМ») более коммерциализирован, и там есть свои организации. А хайдайверы (спортсмены, которые совершают прыжки в воду с экстремальных высот. — «ВМ») в какой-то момент, конечно, оказываются под водой, но это не самоцель.
— Как вы сами увлеклись фридайвингом?
— Как любой приморский мальчишка с детства криво-косо, еще не умея нырять, а потому с болью в ушах, исследовал доступную акваторию. Уже во взрослом возрасте решил, что сериалы после работы — не мое. Вспомнил, что нравилось раньше, и начал заниматься дайвингом. Вскоре понял, что мне мало находиться под водой с аквалангом один час. Я хочу нырять глубже, дольше, в течение многих часов...
— Как это возможно на задержке дыхания?
— Очень просто. Акваланг дает вам возможность погрузиться под воду, какое-то время там находиться, потом выйти и все. А фридайвинг устроен иначе. В нем вы можете проплыть определенное расстояние. В том месте, которое вам интересно, нырнуть. Совершенно спокойно, не напрягаясь, находиться под водой несколько минут. Всплыть. Немного отдохнуть. Сделать такой нырок еще раз. И еще. И еще. И так на протяжении дня. Фридайвер, если он ныряет расслабленно, сильно не устает и может делать это несколько часов подряд. Поэтому его время нахождения под водой и акватория, которую он может обнырять, больше, чем у обычного рекреационного дайвера. И это доступно не каким-то суперспортсменам, а всем.
— Прямо всем?
— Если нет серьезных проблем с сердечно-сосудистой системой, то да. Этот спорт весьма демократичен. Заниматься им могут люди с детского до пожилого возраста. В нашей ассоциации состоят и ветераны подводной деятельности, которые занимаются фридайвингом более 50 лет. А еще, к примеру, москвич Александр Кусакин, лишившийся обеих ног, — четырехкратный чемпион мира по парафридайвингу.
— А как насчет внутричерепного давления? Знаю, на глубине закладывает уши...
— Действительно, многие люди, которые пробовали нырять, отмечают, что с ростом глубины, даже небольшим, на один-два метра, возникает неприятное ощущение давления на уши, на голову. Это болезненно, поэтому люди сразу поворачивают назад, инстинктивно всплывают. Но фридайверы не ощущают подобного, потому что в ходе погружения постоянно выравнивают давление. Каким образом? Зажимая нос рукой, либо с помощью специального приспособления, они периодически подают под небольшим давлением воздух в нос, чем выравнивают давление в голове. Так ныряльщики делают все время, пока погружаются. Это позволяет человеку достичь очень большой глубины. Например, россиянин Алексей Молчанов, чемпион мира по фридайвингу, может нырять на глубину более 130 метров. А мировой рекорд принадлежит австрийцу Герберту Ничу, который с использованием слэда — специальной тележки погрузился на глубину 214 метров, потом с ее помощью и всплыл. Время такого погружения составило 4,5 минуты. На 200 метрах атмосферное давление, которое действует на человека, огромное, больше 20 атмосфер. Тем не менее человеческое тело без повреждений выдержало подобный сумасшедший перепад давления.
— Как вы чувствуете себя на глубине?
— Очень хорошо. У людей, которые не занимаются нырянием, может сложиться неправильное впечатление, что ныряльщики под водой мучаются. Будто, когда мы задерживаем дыхание, нам очень хочется дышать, но мы изо всех сил терпим. На самом деле это не так. Когда человек учится нырять, расслабляться в воде, организм постепенно начинает пускать его дальше, и увеличивается период времени от задержки дыхания до момента, когда человек вновь начинает хотеть дышать. Это позволяет с комфортом находиться на глубине, расслабленно лежать, созерцать подводный мир.
— Что погружение дает ныряльщику?
— В целом, когда человек уходит под воду, он впадает в особое состояние сознания, успокаивается, расслабляется. Ведь, будучи напряженным, нырнуть не получится. А спокойное состояние и нахождение один на один с водной стихией, вдали от других людей, на глубине позволяет сбросить тот психоэмоциональный груз и стресс, который мы накапливаем всю жизнь в ежедневной деятельности. К тому же невозможно нырять, имея вредные привычки. Фридайвер не должен злоупотреблять алкоголем, курить. Плюс это физическая нагрузка, которая оздоравливает организм. У тех, кто занимается подводным плаванием на регулярной основе, лучше работают дыхательная, сердечно-сосудистая системы. Отмечу, наш президент Владимир Путин демонстрирует нам пример здорового образа жизни. Федеральные каналы показывали, как он плавал в подводном снаряжении, нырял, занимался подводной охотой. И мы этому примеру следуем.
— Расскажите про подводную охоту.
— Это огромная тема. Подводная охота — естественный вид спорта, занятие очень древнее. Антропологи в своих раскопках находят кости такой рыбы, которую даже современной удочкой не поймаешь. К тому же, если вспомнить древних греков и античного Посейдона с трезубцем, который использовался для ловли рыбы, мы поймем, что это исконный вид деятельности человека. В современной России подводной охотой занимаются, по разным оценкам, от 160 до 300 тысяч человек. Есть рыбаки, которые сидят с удочкой на берегу, а есть те, кто ловит рыбу, находясь в ее естественной среде.
— В чем заключается этот процесс?
— Подводный охотник задерживает дыхание. Погружается на глубину от 1 до 30 метров в черноморских условиях. Несколько минут лежит в засаде и ждет, пока на него выйдет рыба. Та интересуется, что за шум был на акватории, и может приблизиться. Затем подводный охотник может выстрелить в нее из подводного ружья металлическим гарпуном. Это гуманный вид рыбалки, потому что подводный охотник всегда видит, куда стреляет, и может осознанно пропустить, не трогать рыбу, которая не подходит ему по размеру, виду или на которую есть запрет на вылов, например, если она краснокнижная. Кроме того, у людей, которые занимаются подводной охотой, нет цели набить много рыбы. Они занимаются этим в основном, чтобы понырять. А красиво взятая из подводного ружья на хорошей глубине рыба — это скорее трофей, радостью от получения которого можно поделиться с единомышленниками и близкими.
— Я слышала еще про такие виды подводного спорта, как акватлон, подводное ориентирование.
— Помимо фридайверских, естественных дисциплин, где ты плывешь определенным стилем на метры, на дальность, на глубину или на секунды, есть игровые виды подводного спорта. Акватлон — это вид подводной борьбы, когда два соперника стараются сорвать с ноги противника ленточку. Интересный вид спорта, по которому также проводятся соревнования.
Подводное ориентирование — военно-прикладной вид спорта, был развит в Советском Союзе. В Севастополе существовала своя база по подводному ориентированию, где проходили спортивные сборы, в которых участвовали сотни спортсменов, проводились чемпионаты страны. У нас в Севастополе живет Борис Глебович Поротов, легендарный изобретатель моноласты, который и проводил эти чемпионаты. Последний был в 1991 году, дальше, по понятным причинам, они не проводились. Хочется, чтобы подводное ориентирование возродилось в нашей стране. Это интересный вид спорта, где участник должен пройти под водой определенный маршрут, используя только компас и ориентиры, которые он заметил на акватории. При этом прозрачность воды плохая, и человек не может строить путь, как в других видах спорта, связанных с ориентированием на местности.
— Если подводное ориентирование невозможно без компаса, то что нужно для фридайвинга?
— Базовый набор — водоем для погружения, подойдет даже бассейн, и маска. Хотя у нас есть такая шутка: «Для фридайвинга ничего не нужно». Это смешно, когда фразу произносит человек, закупивший снаряжения на несколько десятков тысяч рублей, которое он даже не может унести самостоятельно. Самый минимум — это просто маска или очки. Обладая только ими, в теплой воде можно погрузиться на глубину и что-то разглядеть. Но по-настоящему фридайвинг начинается с гидрокостюма. Он позволяет сохранить тепло и не мерзнуть. Не расслабленный человек не может нырять, а как только тело расслабляется в воде, оно сразу же замерзает. Вода холодная, плотная. Человек быстро теряет тепло, начинает дрожать, напрягается. Так что костюм необходим. Выходит, из экипировки мы говорим про маску, трубку, гидрокостюм, грузовой пояс, чтобы скомпенсировать излишнюю плавучесть, ласты. Дальше могут идти носки, перчатки, подводный компьютер, всевозможные страховочные приспособления...
— Где можно научиться фридайвингу?
— Практически во всех бассейнах Москвы есть секции подводного плавания с профессиональными инструкторами. Можно обратиться в Федерацию фридайвинга России, которую основала Наталья Молчанова. Конечно, и мы проводим обучение. В целом существует два пути — обратиться к коммерческим инструкторам, которые на платной основе могут в сжатые сроки обучить вас основам погружений и предоставить снаряжение. Есть множество выездных курсов на теплые моря, которые организуют круглогодично. Либо можно присоединиться к общественной организации вроде нашей и постепенно совершенствовать свои навыки, получая поддержку единомышленников.
— К слову про моря: что можно посмотреть под водой в Крыму и Севастополе?
— Сразу скажу, что, по-моему, Черное море — самое ласковое в мире. У нас ныряльщику практически ничего не угрожает — акулы беззубые (катраны. — «ВМ»), скаты мелкие и обитают глубоко, их редко встретишь. А красоты много: от Тарханкута до Севастополя, от Севастополя до Южного побережья, а там и до Феодосии. Правда, стоит учитывать, что сейчас некоторые ограничения накладывает СВО. Однако акватория большая, прозрачность воды высокая, посмотреть есть что. Жаль, что у нас пока практически нет затопленных объектов, которые сразу становятся центром притяжения в мировом туризме. Хочется надеяться, что со временем тут создадут и подобные подводные музеи.
* Фридайвер — человек, занимающийся фридайвингом, свободным нырянием под водой на задержке дыхания, без использования акваланга и другого снаряжения.
КСТАТИ
Федерацию фридайвинга России в 2005 году основала Наталья Молчанова (1962–2015), чемпионка мира по фридайвингу, которая установила более 40 рекордов. Первая женщина, погрузившаяся на глубину свыше 100 метров на задержке дыхания, а также задержавшая дыхание дольше, чем на 9 минут. Ее сын Алексей Молчанов — 27-кратный чемпион мира, действующий рекордсмен мира по фридайвингу, президент ассоциации «Федерация фридайвинга» в России. На истории Натальи Молчановой основан отечественный художественный фильм «Один вдох» (2020) режиссера Елены Хазановой. Напомним, ныряние на задержке дыхания без официального названия существовало в СССР с 1970-х годов: в сообществе подводных охотников в Крыму и Севастополе опирались на идеи из книг Мстислава Микрюкова «С ружьем на глубину» и переводной версии книги Жака Майоля «Человек-дельфин».
ДОСЬЕ
Вячеслав Кулешов родился 28 января 1985 года в Симферополе. Окончил Севастопольский национальный технический университет (сейчас СевГУ) по специальности «Системы управления и автоматики» в 2007 году. Подводный охотник, фридайвер, спортсмен. Активно занимается подводной деятельностью с 2009 года. Инструктор Федерации фридайвинга. С 2014 года вице-президент, а сейчас президент Ассоциации подводной деятельности Крыма и Севастополя. Рекордсмен в различных глубоководных дисциплинах. Так, среди его достижений погружение на глубину 61 метр с использованием классических ласт, апноэ статическое (задержка дыхания) на 6 минут 41 секунду и другие результаты.