Жители помогают военной полиции обеспечить порядок
Спецкор «Вечерней Москвы» Алексей Зернаков продолжает работать в зоне СВО в Запорожской области. Там несут свою службу бойцы 1430-го гвардейского мотострелкового полка группы войск «Днепр». Военнослужащий полкового подразделения военной полиции с позывным «Большой» рассказал, с какими сложностями приходится сталкиваться.
Как и многие бойцы полка, «Большой» — москвич. Он работал слесарем в «Мосгазе». Как и тысячи других жителей столицы, получил повестку и отправился защищать Родину. В военную полицию «Большой» попал не сразу — сначала получил боевой опыт.
— Мы служим вдвоем с другом. Дружим больше десяти лет, вместе учились, работали в одной компании, вместе получили повестки и вместе же отправились служить в один полк, — рассказывает «Большой». — Сначала я служил в пехотном батальоне стрелком-санитаром, потом водителем в артиллерии. До этого у меня не было опыта обращения с грузовыми машинами. Ну ничего: сел, освоился и поехал. И потом приноровился так, что в полной темноте, чтобы не демаскировать машину светом фар, загонял «Урал» задом в укрытие в лесу «змейкой». Это было под Копанями, там почти постоянно находились под обстрелами противника, поэтому без укрытий было нельзя. Ну а потом наш командир военной полиции забрал меня к себе.
В составе каждого полка или более крупного армейского соединения есть подразделения военной полиции. В условиях боевых действий они выполняют разные функции: от поддержания дисциплины и борьбы с ее нарушителями до помощи сотрудникам гражданских правоохранителей органов и населению.
— Работы очень много. Конечно, есть и караулы, и патрулирования, и выезды по сигналам, и сопровождение бойцов или грузов, но это обычная рутина, — объясняет «Большой». — А так приходится и вычислять, и передавать компетентным органам информаторов, работающих на противника. Мы постоянно находимся на контакте с местным населением. Ведь мы обеспечиваем законность и порядок на вверенной нам территории. Люди довольны, охотно идут с нами на контакт, помогают. Потому что видят, что мы поддерживаем на своей территории порядок и строго спрашиваем с нарушителей — не важно, военных или гражданских. И сами рассказывают, если найдут что-то, попадающее в сферу нашего внимания: упавший дрон, боеприпасы. А однажды сообщили, что в одном огороде лежит заряд от РПГ. Мы мгновенно оцепили территорию, вызвали саперов, и те его быстро обезвредили. Бывало, что патроны приносили — кто-то по одному, а один раз — две пятилитровые бутыли сразу.
Поначалу приходилось военным полицейским помогать и волонтерам, которые везли гумпомощь и не успевали проехать до наступления комендантского часа. Их, как это положено, останавливали на блокпостах. А потом помогали им с безопасной ночевкой. Довелось поработать и пожарными — они не дали огню перекинуться на соседние дома, за что местные жители были им очень благодарны.
Есть у «Большого» и награда — медаль «За боевые отличия» — еще со времени службы в пехоте. Тогда ему и его товарищам пришлось вступить в бой с разведывательнодиверсионной группой противника. Одного противника бойцы 1430-го полка ранили, остальные сдались и были взяты в плен.