На главного балетмейстера Большого театра Сергея Филина совершено покушение. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Сергей Филин: Вместо моих глаз в зрительном зале Большого театра сегодня тысячи других!

Общество

В четверг, 24 января, на исторической сцене Большого театра грандиозная премьера - возвращение балета «Баядерка». Несмотря на то, что художественный руководитель Большого театра Сергей Филин сейчас находится в больнице, перед началом спектакля он согласился рассказать нашему корреспонденту о премьере, о новом заместителе и о своем самочувствии.

О ТЕАТРЕ

- Сергей Юрьевич, 24 января в Большом театре премьера «Баядерки». Вы общались с труппой перед спектаклем?

- Да-да! Я очень просил, чтобы где-то за полчасика до начала меня соединили с артистами. Я смог сказать им пару слов, настроить перед премьерой. Я уверен, они станцевали блестяще!

- А часто-ли вы общаетесь с труппой?

- Иногда по телефону через жену Машу и сестру Лену. А смс-ки я не могу писать, так как совсем ничего не вижу. У меня очень много процедур, поэтому быть на постоянной связи невозможно. Да и честно сказать, я сейчас очень быстро утомляюсь, пока очень тяжело…

- Премьера «Баядерки» - одно из важнейших культурных событий года…

- Да! На историческую сцену возвращается одна из вершин классического балета - «Баядерка». Это поистине роскошный стилизованный спектакль в редакции Юрия Григоровича. Он не вносил туда каких-то значительный изменений в принципе, потому что эта постановка балета всегда вызывала только овации. «Баядерка» возвращается в новом оформлении, с новыми декорациями и обновленными костюмами. Они именно такие, как и задумывались с самого начала. Как сказал сам Валерий Левенталь, балет должен быть таким, каким он запускался изначально, поэтому «Баядерка» возвращается во всей своей красе.

- Артисты Большого - истинные профессионалы. Но перед спектаклем балетная труппа наверняка пребывала в сильном напряжении?

- Верно, любой новый спектакль - это очень важное и волнительное явление для нас. Для артиста балета даже малейшие изменения, такие, например, как смена костюма или декорации, всегда являются целым событием, ведь театр - это наша жизнь. И она быстротечна. Нам дается максимум 20 лет для того, чтобы как можно больше и ярче успеть что-то сделать в творчестве.

- Наверное, у многих артистов даже от самого пребывания на сцене трепещет сердце?

- Конечно это так, выступление на исторической сцене - это колоссальное событие для молодежи. У нас огромное количество молодых артистов, которые прежде вообще никогда не выходили на эту сцену! И сегодня они появятся в красивых и невероятных танцах: одни будут в партиях с барабанами, другие будут участвовать в роли Золотого божка …

- Что сегодня вы сказали им перед выступлением?

- Вы знаете, я пожелал смелости, удачи. Чтобы все то, что они отрепетировали и заложили в репетиционных залах, вышло максимально успешно. Ведь помешать может любая мелочь - немного не тот свет, шум за кулисами, человеческий фактор… Я пожелал ребятам храбрости, чтобы они вышли с достоинством, твердо стояли на сцене и понимали, что они артисты балета Большого театра. А это уже очень большое звание! Ведь труппа, в которой я работаю, - это не просто люди, которые приходят и уходят, это люди, для которых искусство - это реальная  жизнь. И мы все вместе ее проживаем в театре...

- Очень жаль, что эта премьера прошла без вашего присутствия…

- Кто-то постарался, и наверное очень рад тому, что я не могу видеть и радоваться успехам труппы, которых она сегодня добилась. Да, сейчас я не могу подойти к ним, похлопать по плечу и сказать: «Да-а-а, ребята! Я по-прежнему горжусь вами, вы лучшие!»… Но я хочу сказать, что вместо моих двух глаз, в зрительном зале сегодня были тысячи других! И аплодисменты в адрес наших артистов - лучший ответ на ту работу, которую мы сегодня делаем.

- А кто сегодня вышел впервые на историческую сцену?

- Артисты кордебалета, в основном это женщины, и многие из них вышли в очень сложном третьем «акте теней», где с очень высокой горки, словно с небес, появляются те самые тени. Это очень сложно как физически, так и по синхронности и самому построению. Поэтому для артистов кордебалета сегодня знаковый день. Это «боевое крещение».

- А какие изменения в основном составе?

- В сегодняшнем премьерном спектакле я ставил в основном очень опытных артистов, которые уже являются «бриллиантовым» фондом Большого Театра. Сегодня прима–балерина Светлана Захарова вышла в партии Никии. И у нас есть один сюрприз! Именно по просьбе Светланы я дал ей возможность танцевать премьеру с Владиславом Лантратовым в роли Солора. Владислав - наш молодой артист, совсем недавно он поднялся в новый статус ведущего солиста. Эта пара впервые вышла на сцену вместе. Рядом с ними - наиопытнейшая, моя одна из самых любимых балерин, Мария Александрова, которая танцует партию Гамзатти. С Машей я протанцевал практически всю свою жизнь и могу сказать, что Маша составила им очень достойную конкуренцию. Мне кажется, что те зрители, которые смогли прийти на этот спектакль, были счастливы и поистине насладились блистательной премьерой, возвращением «Баядерки» на историческую сцену!

О ЗДОРОВЬЕ

- Сергей, вы всей душой переживаете за труппу, а как же ваше самочувствие? Родные сообщили, что вы идет на поправку и даже попросили гантели!

- Да-да, гантели я просил. Скажу больше, кое-что из спортинвентаря мне уже даже привезли! Но дело в том, что мне пока запрещают сильно напрягаться из-за глаз. Ведь пока динамика результатов лечения не до конца понятна. Еще врачи опасаются за попадание инфекции. Но тем не менее, я абсолютно здоров, я полон сил, у меня работает все... за исключением того, что сейчас я лысый и слепой! Но и к этому я тоже отношусь абсолютно нормально. Ведь я побывал в разных видах, я же играл разные роли. А теперь мне пришлось побыть немножко таким. Но это не значит, что я не могу поднимать стул одной рукой и пользоваться эспандером, и тем более подбрасывать гантели! Между прочим, когда у меня был перелом ноги на исторической сцене Большого театра во время «Лебединого озера», я через неделю после травмы уже приседал со штангой. Это необходимо для того, чтобы тело мое не стало, как у какой-нибудь там дряхлой бабушки. (Смеется.)

- А как сейчас проходит ваш день?

- Меня постоянно наблюдают врачи, практически без конца. Здесь все происходит, что называется, в «живом» режиме. Поверьте, что если возникает надобность, то ежеминутно медики могут делать какое-то лечение. Но если выпадает время, когда меня не оперируют, то день проходит лучше. Я успеваю сделать что-то по работе, я стараюсь созвониться с театром, узнаю, как там дела. Но иногда мне приходится случайно заснуть, потому что я все-таки быстро устаю. Но когда я просыпаюсь, то я опять продолжаю работать. А сейчас, после того, как мне сделали две операции подряд, я немного отошел от важных дел…

- Но теперь у вас есть временный заместитель. Как вам назначение Галины Степаненко?

- Мне нужен был человек, которому доверяет труппа, которого любят как профессионала. Потому заместителем мог стать только человек театра, который здесь вырос и тоже отдал свою жизнь искусству балета. И, конечно же, характер у него должен быть твердый и жесткий. И, на сегодняшний день, такого человека я видел только в Галине Степаненко. Я ведь даже написал письмо в театр о том, что прошу назначить на должность исполняющего обязанности художественного руководителя Галину Олеговну. Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов в этом меня поддержал. И о выборе я сообщил министру культуры Владимиру Мединскому - решение было принято. И я этому очень рад!

О ДЕТЯХ

-  Уже неделю ваши сыновья не видели отца. Навестят ли они вас в ближайшие дни?

- Вы знаете, я сейчас такой «красавчик», что я, честно говоря, очень боюсь за своих детей. Они у меня пацаны очень мнительные. Хоть и выросли среди «спайдерменов» или всяких там «халков», но я не хочу, чтобы им было тяжело меня видеть… Сейчас такой визуальный момент, когда не стоит перед ними появляться. От сыновей мне скрывать вообще нечего, просто они еще не такие взрослые.  

О РАССЛЕДОВАНИИ

- Следователи навещали вас всего один раз. Вас информируют о ходе дела?

- Этот процесс идет ежесекундно. Я знаю точно. Это, наверное, редкий случай, но работа следствия не прекращается… Ну а что касается меня, то я торопиться не стану, в моем случае это недопустимо. Но я буду делать все возможное, чтобы вернуться в строй и продолжить работу. Я горжусь работой балетной труппы Большого театра - это настоящие служители искусства.

Напомним, что в ночь на 18 января на народного артиста России Сергея Филина было совершено нападение. Прямо у его дома на Троицкой улице, неизвестный преступник плеснул в лицо балетмейстера серной кислотой. Сейчас лечением артиста занимаются лучшие российские врачи. На данный момент были проведены несколько операций по восстановлению зрения и кожи лица Сергея Филина.

Зверское нападение вызвало отклик по всему миру - в Большой театр и родным Сергея Филина поступают сотни писем и звонков со словами поддержки из разных уголков планеты.

amp-next-page separator