Жители Капотни побывали в Музее Победы и ознакомились с обновленной экспозицией, рассказывающей о вкладе Московского НПЗ в успешную оборону столицы в годы Великой Отечественной войны / Фото: Сергей Шинов

Подвиг героев тыла

Общество

26 сентября в Музее Победы состоялось открытие обновленных выставок, приуроченное к 84-й годовщине начала Битвы за Москву. Гостям рассказали о роли Московского нефтеперерабатывающего завода в успешной обороне столицы в годы Великой Отечественной войны и его вкладе в Победу над фашизмом. Постоянная экспозиция музея пополнилась новыми материалами о подвиге нефтяников из Капотни.

В 1930-е годы столица превратилась в настоящий индустриальный центр огромной страны. Активно строились промышленные заводы, а также электростанции, работающие на мазуте. Увеличивалось и количество автомобилей: к концу 1938 года по Москве курсировало 1500 автобусов и 2500 такси.

Бурная индустриализация захватила новую столицу и сделала ее крупнейшим потребителем топлива. Каждый день городу требовались сотни тонн бензина и мазута, масла, асфальт и прочие нефтепродукты. К середине 1930-х годов в СССР работало несколько крекинг-заводов, однако все они располагались там, где нефть добывали. Транспортировка горючего в нужных объемах парализовала бы все остальные перевозки, да и ее стоимость по железной дороге была несопоставима. Экономию в 13 миллионов рублей давала доставка нефти из Баку до Москвы по Волге и каналу Москва — Волга. Тогда и было решено построить новый крекинг-завод максимально близко к столице, где в нем была особая нужда, а сырье везти баржами по воде. 26 июня 1935 года площадку под строительство капитальной нефтяной гавани с годовым оборотом до 1 миллиона тонн нефтепродуктов и крекинг-завода утвердили возле селения Капотня Люберецкого района.

Новый завод стал залогом стабильного развития индустриальной столицы. Он же — встал на ее защиту и непосредственно повлиял на исход одной из решающих битв Великой Отечественной войны.

Первые показатели

Востребованное производство запустили весной 1938 года. К концу первого года работы завод вышел на стабильные показатели, он выпускал более 900 тонн прямогонного мазута в сутки. Во втором квартале 1939 года работники крекинг-цеха выдали уже стахановскую норму выработки — 147 процентов, которые дали им право удостоиться переходящего Красного Знамени Наркомата тяжелой промышленности. Уже в мае того же года заработала вторая крекинг-установка, которая позволила выпускать вдвое больше бензина. Итого: на второй год работы завод поставил столице на 350 процентов нефтепродуктов больше, чем в первый год работы.

— Московский нефтеперерабатывающий завод строился в те времена, когда резко изменилась доля нефти в общем энергетическом балансе всего мира, — рассказывает военный историк Алексей Исаев. — В 1930-е годы угольная промышленность развивалась быстрее нефтяной, однако появление большого количества автомобилей и активная индустриализация изменили ход истории.

Летом 1940 года был запущен отдельный асфальтовакуумный цех — с того момента завод не только снабжал топливом столичные и подмосковные автомобили, но и обеспечивал покрытие для дорог, по которым они ездили.

5 июня 1941 года, за 16 дней до начала Великой Отечественной войны, на заводе заработал специальный цех, состоявший из газофракционной установки и установки полимеризации.

Ложная цель для люфтваффе

Спустя месяц после нападения гитлеровской Германии на СССР столица начала подвергаться бомбежкам. Сразу же самолеты появились и над крекинг-заводом. Стало ясно — он станет одной из важнейших целей для вражеской авиации.

В день первого налета, 22 июля 1941 года, был запущен цех № 3. Несмотря на разрывающиеся над головой бомбы, работники завода в укрытие не уходили: они следили за работой агрегатов и готовили новый вид топлива для фронта — бензин, на котором двигатели легко заводятся в мороз. В Капотне находилось несколько резервуаров с топливом, на железнодорожных путях стояли цистерны с горючим — было достаточно одного точного попадания, чтобы завод прекратил работу, а город и целый регион остались без топлива, поставив фронт под угрозу. Для маскировки быстро растянули сетку, лампы накаливания сменились лампами синего цвета, однако было ясно, что такие меры завод не защитят. Риск обнаружения немецкой авиаразведкой был велик, а эвакуировать завод было нельзя — без топлива Москва и фронт встали бы. Тогда и было решено построить завод из фанеры в 3 километрах от настоящего. С точностью до метра скопировали план территории, корпуса построили в натуральную величину. В нужных местах даже вкопали деревья, как это было на настоящем предприятии. Над созданием «ложного» завода трудились 2000 человек. За несколько недель они построили точную копию. Ненастоящий «завод» с воздуха был неотличим от оригинала.

Каждый авианалет на фанерном предприятии разыгрывалось настоящее «огненное шоу» — дежурные, рискуя жизнью, поджигали бочки с горючим и промасленную ветошь, чтобы убедить немецких летчиков в том, что они бомбят не фанеру, а настоящий рабочий завод. А те, в свою очередь, упорно «утюжили» — и недоумевали, почему у советских танков и техники нет проблем с топливом.

Работа в две, три смены

Всю осень люфтваффе совершало авианалеты: в среднем сигнал тревоги звучал 15–20 раз в месяц. В ноябре, когда фронт подошел к столице, этот сигнал прозвучал уже 45 раз.

Завод не останавливался ни на один день — люди стали работать по две, три смены. Большинство рабочих оставались на своих местах даже при бомбежках. Ночью работали в полной темноте, с фонариками.

Правительство выехало в Куйбышев, половина москвичей покинули город. Промышленные предприятия закрывали и эвакуировали, а стратегические объекты — такие как электростанции, заводы и метро — были заминированы и подготовлены к уничтожению.

Завод в Капотне эвакуировать было нельзя. Невозможно переместить на тысячи километров целый НПЗ и быстро наладить к нему доступ сырья. Да и откуда было бы доставлять горючее на фронт?

Крекинг-завод должен был работать на полную мощность, однако после мобилизации и ухода добровольцев на фронт сильно не хватало рабочих рук. 15 октября основное оборудование заминировали, чтобы уничтожить, если немец займет город. Цех № 3 демонтировали и вывезли в Оренбургскую область, а вакуумная и асфальтовая установки встали из-за нехватки сырья. Работала одна крекинг-установка.

Нацистская армия использовала синтетический бензин и дизель, который загустевал при минус 25 градусов. Танки и техника противника вязли в грязи, двигатели заводились с трудом и часто глохли, а самолеты падали, замерзнув на лету. Советским машинам мороз был нипочем — произведенное в Капотне топливо его не боялось. Завод обеспечил превосходство в ресурсах. Сотни тысяч тонн топлива помогли отстоять Москву.

Женщины Московского нефтеперерабатывающего завода своим самоотверженным трудом постоянно умножали славу родного предприятия, бесперебойно обеспечивая столицу нефтепродуктами / Фото: Архив Московского НПЗ

Правительственные награды

В 1942 году вызовы для завода не закончились. Наступление на Сталинград отрезало поставки с бакинских нефтепромыслов, где добывали 70 процентов советской нефти. Наркомат тяжелой промышленности принял решение переориентировать производство на нефть с востока, однако возникли проблемы: это сырье обладало сернистыми соединениями и солями, которые плохо влияли на рабочие установки.

Ремонтные бригады соревновались между собой в сокращении срока ремонтов, пока машины и танки, прибывавшие с фронта, стояли у заводских ворот в ожидании топлива.

— В 1942 году наступил нефтяной кризис, — рассказывает Алексей Исаев. — В Азербайджане скапливались огромные запасы сырья, которые нельзя было применить нашим войскам из-за невозможности их поставить по главной транспортной артерии — Волге.

Эти трудности не помешали заводу в том году перевыполнить годовой план на 14 процентов, что не осталось незамеченным руководством страны: на второй год войны сотрудники предприятия получили первые правительственные награды. За год до окончания войны, перевыполнив годовой план на 24,4 процента, завод вышел на максимальные мощности. Переходящее Красное Знамя ГКО он удерживал до декабря 1944 года, а в последний, четырнадцатый, раз его вручили уже после Победы, в июне 1945-го. В знак признания заслуг московских нефтяников оно было оставлено здесь на вечное хранение. 9 мая 1945 года все жители Капотни и близлежащих деревень прямиком отправились к заводской проходной — делиться радостью Дня Победы с рабочими предприятия.

Монумент на Аллее Славы

С 1954 года в Капотне стоит монумент в память о жителях района, которые были мобилизованы или добровольно ушли на фронт и не вернулись.

У монумента всегда лежат живые цветы, на День Победы здесь ежегодно проходил торжественный митинг, а в последние годы — мемориальные акции и Бессмертный полк.

Монумент на Аллее Славы — самый старый в районе. За 66 лет фигура солдата и постамент состарились, на поверхности облупилась краска. В 2020 году по просьбам жителей префектура ЮВАО и Московский нефтеперерабатывающий завод восстановили памятник.

В дни празднования 30-летия Победы во 2-м квартале Капотни открыли монумент в честь тех рабочих и служащих Московского нефтеперерабатывающего завода, кто не вернулся с войны. Он увековечивает память заводчан, чьи жизни оборвались в бою, и тех, кто погиб при бомбардировках завода в 1941 году. Московский НПЗ восстановил оба монумента: памяти жителям Капотни и воинам-нефтяникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Сквер Героев-нефтяников — новый городской топоним — появился в 2021 году благодаря благоустройству района и восстановлению военных мемориалов.

— В 1941 году судьба Москвы зависела от мужества защитников и слаженной работы тыла. Напряженный труд нефтяников в Капотне дал необходимые ресурсы, чтобы отстоять город, — рассказывает префект Юго-Восточного административного округа города Москвы Андрей Цыбин. — И сегодня наш мегаполис живет полной жизнью и стабильно развивается благодаря высокотехнологичной промышленности.

Обновление выставки

Московский МНПЗ чтит память своих ветеранов и продолжает работу по поиску имен пропавших без вести в годы войны. Сбором архивных данных занимаются волонтеры предприятия. Так, и в экспозицию Музея Победы при поддержке программы «Родные города» компании «Газпром нефть» были добавлены материалы о подвиге нефтяников из Капотни.

— В музее собрана уникальная коллекция материалов, отражающая подвиг народа в годы Великой Отечественной войны, — рассказывает генеральный директор Музея Победы Александр Школьник. — Экспозиции регулярно пополняются реликвиями, документами и фотографиями героев, внесших вклад в разгром нацизма. В год 80-летия Победы наши гости смогут больше узнать о роли тыла на примере таких выдающихся предприятий, как МНПЗ.

О героизме работников завода повествуют интерактивные стенды. В открытии обновленной выставки поучаствовали школьники, студенты вузов, жители Капотни, ветераны МНПЗ, а также действующие работники «Газпром нефти». В общей сложности 400 человек посетили площадку крупнейшего военно-исторического музея России. Гостям также провели экскурсию по ключевым экспозициям музея: «Битва за Москву. Первая Победа!», «Подвиг народа», «Путь к Победе».

СПРАВКА

История Московского НПЗ начинается с 1930-х годов, когда для обеспечения столицы топливом было принято решение о создании рядом с Москвой собственного нефтеперерабатывающего завода. В феврале 1936 года на площадке рядом с подмосковным селением Капотня началось его строительство. Уже спустя два года завод открылся, и 1 апреля 1938 года в 14:40 на нем была получена первая тонна бензина.

Сейчас, 90 лет спустя, Московский нефтеперерабатывающий завод являет собой важную часть городской инфраструктуры. Он входит в число крупнейших НПЗ страны по объемам нефтепереработки. Завод обеспечивает более трети рынка топлива столичного региона, в том числе снабжая московский авиаузел. Благодаря реализованным проектам предприятие уже на 75 процентов снизило воздействие на окружающую среду, а в рамках программы «Родные города» МНПЗ активно формирует комфортную городскую среду.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

  • К строительству фальшзавода привлекли архитекторов — в том числе заслуженного архитектора РСФСР Юрия Николаевича Шевердяева, который после войны построил кинотеатр «Россия» и Центральный дом художника на Крымском Валу.
  • В войну на МНПЗ было переработано 2,8 миллиона тонн нефти.
  • Одной авиационной дивизии, имеющей один штурмовой и два истребительных полка, ежедневно требовалось 10–13 тонн авиабензина и нефтепродуктов.
  • В ходе Битвы за Москву, которая длилась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942-го, Красной армии потребовалось более 294 400 тонн топлива. Для сравнения: в боях за Сталинград было израсходовано 150 000 тонн топлива.
  • В апреле 1943 года заводчане подписались на госзаем для танковой колонны «Москва». Каждый работник перечислил сумму, равную своему среднемесячному окладу.
  • 439 женщин трудилось на заводе во время войны. Они работали в две-три смены.
  • На колхозных полях рядом с заводом растили и собирали картофель — основную еду москвичей в те годы. На полях часто работали дети и родственники заводчан Капотни.

amp-next-page separator