Диктуют время и экономика
Российские вузы и колледжи в 2025 году пережили бум абитуриентов. Цифры говорят сами за себя: 904 тысячи человек стали студентами университетов, а в колледжи и техникумы поступили около 1,1 миллиона молодых людей — это на 200 тысяч больше, чем годом ранее.
Картина приемной кампании 2025 года сложилась в четкий тренд, где на первый план выходят технологическое развитие и суверенитет.
Первое, что отметил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на совещании с членами правительства, посвященном итогам кампании, — взрывной интерес к направлениям, связанным с искусственным интеллектом. По его словам, 14 058 студентов, принятых в 161 вуз, — это почти в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Параллельно с этим медицина уверенно подтвердила свой статус элитного и социально значимого образования, где за каждое место боролись 15 человек, а на специалитет в итоге были зачислены 50 тысяч будущих врачей. Если же посчитать всех поступивших в вузы и колледжи, общий охват системы профессионального образования в 2025 году превысил 2 миллиона человек. При этом абитуриенты делают выбор в пользу специальностей, связанных с национальной безопасностью, технологическим суверенитетом и здоровьем нации, демонстрируя зрелый подход к построению собственной карьеры и понимание запросов страны.
По словам независимого эксперта в сфере образования Бориса Деревягина, наблюдаемые тенденции соответствуют долгосрочным запросам экономики.
— Кардинальных сдвигов в этом году не произошло, — анализирует Деревягин, перечисляя в разговоре с корреспондентом «Вечерней Москвы» основные тренды. — Лидерство сохраняют ИТ-направления, следом идут строительный комплекс и энергетика, высокие позиции занимают экономика и юриспруденция. Замыкает этот рейтинг традиционно сильная медицинская отрасль.
Динамика интереса к искусственному интеллекту имеет вполне конкретные экономические предпосылки.
— Активное внедрение ИИ-решений в сфере услуг и других секторах экономики создает устойчивый спрос на соответствующих специалистов. В течение последних лет рынок искусственного интеллекта растет не менее чем по 20 процентов в год, а в ближайшие 5 лет ожидается увеличение темпов положительной динамики минимум еще на 5 процентных пунктов в год, — отмечает Деревягин.
Что касается системы среднего профессионального образования, эксперт указывает на стабильность предпочтений: наиболее востребованными остаются ИТ-направления, затем с существенным отрывом следуют медицина и юриспруденция, подмечает эксперт.
Деревягин связывает темпы развития ИТ-отрасли в России с системной работой в сфере, где еще с 2010-х годов отмечается устойчивое превышение темпов роста заработных плат над средними показателями по экономике.
— Безусловно, программы импортозамещения и курс на технологический суверенитет дают дополнительный импульс развитию отрасли. Однако фундамент был заложен значительно раньше, — подчеркивает эксперт.
Деревягин делает принципиальное уточнение: государственная политика в данном случае становится катализатором естественного процесса, а не его первоисточником.
Текущие темпы роста спроса на ИТ-специальности вызывают у профессионального сообщества определенные опасения. Многие аналитики задаются вопросом: не приведет ли нынешняя ситуация к повторению сценария 2010-х годов, когда на рынке труда лопнул «пузырь» с юристами и экономистами.
По данным Росстата, в 2015 году доля безработных среди выпускников юридических и экономических факультетов достигала 35 процентов, притом что ежегодный выпуск по этим специальностям превышал 150 тысяч человек. В течение пяти лет (2010–2015) рынок поглощал не более 70–80 тысяч специалистов в год, что привело к массовой невостребованности дипломов.
Деревягин успокаивает будущих выпускников.
— Сегодняшняя демографическая ситуация создает объективные предпосылки для сохранения кадрового дефицита в высокотехнологичных отраслях, — поясняет эксперт. — Это касается не только ИТ, но и смежных областей, где требуются специалисты с глубокими техническими знаниями.
Отвечая на вопрос о перспективных направлениях для нынешних десятиклассников, эксперт предлагает рассмотреть менее очевидные варианты.
— Для тех, кто хочет быть на острие технологического прогресса, я бы рекомендовал обратить внимание на квантовое программирование, — советует Деревягин. — Это направление обладает значительным горизонтом роста — около 50 лет, тогда как традиционный ИТ-рынок в основном сформирован, а искусственный интеллект, при всей его перспективности, имеет горизонт развития не более 20 лет.
Итоги кампании 2025 года, когда в колледжи и техникумы поступили свыше 1,1 миллиона человек, заставляют экономистов обратить внимание на изменения на рынке труда. По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Петра Щербаченко, рост популярности среднего профессионального образования превратился в устойчивый экономический феномен.
— Дефицит кадров в реальном секторе экономики — промышленности, строительстве, ИТ, сервисе и здравоохранении — создает устойчивый спрос на квалифицированных рабочих и техников, практикоориентированное образование, — объясняет эксперт «ВМ».
По его мнению, все больше выпускников школ выбирают практико-ориентированное образование как стратегию быстрого выхода на рынок труда. Он подчеркивает важность государственной поддержки в виде программы «Профессионалитет», объединившей 1,47 тысячи колледжей и 2,3 тысячи предприятий из 81 региона. Особое внимание Щербаченко уделяет экономической целесообразности для бизнеса.
— Уже сегодня 71 процент компаний отмечают рост спроса на выпускников среднего профессионального образования (СПО) при их готовности занимать стартовые позиции и высокой практико-ориентированности, — говорит Петр Щербаченко.
По его мнению, прирост на 200 тысяч учащихся в системе среднего профессионального образования демонстрирует рационализацию образовательного выбора в условиях трансформации рынка труда.
— К 2030 году мы ожидаем не тотальную замену человеческого труда за счет развития ИИ, а формирование нового роста спроса на обучение в СПО, особенно в технологическом секторе и «зеленой» экономике, — прогнозирует экономист.
Щербаченко подчеркивает, что кадровый маневр в системе среднего профессионального образования уже создает предпосылки для будущего экономического роста, хотя полный эффект проявится лишь через 3–5 лет.
По мнению экспертов, система СПО превращается из «запасного варианта» в стратегический выбор, основанный на экономической целесообразности. Рынок труда все больше ценит не формальные квалификации, а практические навыки и быструю адаптацию.
Требования работодателей к выпускникам сегодня формируются под влиянием двух ключевых факторов — технологической трансформации и процессов импортозамещения.
Как подтверждает в разговоре с корреспондентом «ВМ» руководитель агентства по подбору персонала Гарри Мурадян, сложившийся кадровый ландшафт характеризуется четко сформировавшимся запросом на узкоспециализированных ИТ-экспертов.
— Сейчас востребованы должности промпт-инженеров, архитекторов ИИ-систем, DevOps-инженеров, специалистов по кибербезопасности, инженеров данных и инженеров цифровых двойников, — перечисляет HR-специалист. — При этом компании все реже рассматривают джуниоров, отдавая предпочтение кандидатам среднего и старшего уровня.
На фоне продолжающегося импортозамещения в реальном секторе экономики особенно ценятся специалисты, способные работать с отечественными технологическими решениями. А сохраняющаяся импортозависимость по критическим комплектующим создает дополнительный спрос на специалистов, способных находить нестандартные технические решения.
HR-эксперт также подчеркивает важность развития для специалистов универсальных гибких навыков (soft skills) и готовности к постоянному обучению.
— Ключевыми становятся не только технические знания, но и soft skills — коммуникативные навыки, креативность, адаптивность и умение работать в команде с ИИ-системами. Технические знания быстро устаревают, тогда как эти компетенции остаются востребованными независимо от изменений технологий, — подчеркивает руководитель кадрового агентства. — Мы наблюдаем, как компании все чаще инвестируют в переобучение сотрудников, поскольку готовность к постоянному обучению становится конкурентным преимуществом в условиях быстро меняющихся технологий.