Фото: Пелагия Тихонова / АГН Москва

Чем полезны настольные игры

Общество

Настольные игры снова популярны. Разнообразие предложений на рынке велико, каждый может выбрать игру по душе. Что может стоять за этой модой, как она характеризует общество и какие игры опасны для детей, корреспондент «Вечерней Москвы» разбиралась с известным психологом и педагогом Татьяной Шишовой.

— Татьяна Львовна, откуда такой интерес к этим играм?

— Во-первых, родители стали переориентировать своих детей на досуг вне компьютера. У кого есть ум и силы, понимают, что игра только в компьютере, в виртуальной реальности, не принесет ребенку ничего, кроме вреда. В этом смысле родители стали умнее.

— Да сами же родители нередко садятся за игровой стол!

— Это уже во-вторых: настольная игра — бюджетный способ получить удовольствие в компании единомышленников. Ведь играть можно где угодно и когда угодно. И тратить деньги на это не надо.

— Выходит, по экономическим причинам?

— Не совсем. Хотя у среднестатистического гражданина денег больше не стало, стало меньше. Люди стали бережливее относиться к тратам. Этому поспособствовали два фактора. Первый — СВО, когда практически каждый человек в той или иной степени вовлечен в помощь бойцам, беженцам, в сбор гуманитарной помощи. Работа в этом направлении у каждого человека невольно формирует более здравое, рациональное мышление в отношении материальных благ и денег. Поскольку запрос на развлечения есть всегда, то форма настольной игры соответствует как нельзя лучше. А второй фактор — это опыт пандемии коронавируса 2019 года.

— С тех пор уже столько воды утекло!

— Между тем это было колоссальным шоком для общества! Не сказать, что мы не оправились от него до сих пор, но мы изменились. Людей тогда поставили в прямом смысле в узкие рамки бытия. И опять же: запрос на психоэмоциональную разрядку никуда не ушел. Люди тогда взялись за настольные игры.

— Рыночные эксперты утверждают, что настольная игра — это кризисный досуг.

— Я не буду с ними спорить. Но косвенно я подтвердила их оценку. О каком кризисе идет речь?

— Они говорят, что рост продаж настольных игр впервые был зафиксирован во времена Великой американской депрессии.

— Я бы констатировала вот что: настольная игра — это в равной степени и радостный досуг, и живое общение. Наше общество устало от виртуальных чатов, сообщений невидимых людей, виртуальных голосований и обсуждений, лайков и перепостов. Вся эта интернет-активность, какой бы значительной она ни была, не имеет никакого отношения к той форме общения, которую в человеке заложил Господь.

Мы созданы, чтобы видеть, слышать, трогать, чувствовать, вдыхать запахи, говорить слова и слышать ответ. Это наши инструменты в общении с внешним миром. Сегодня же коммуникация сводится к тому, что люди пишут сообщения и читают их. Вся нагрузка в переваривании информации ложится только на мозг. А он устал! Он, можно сказать, воспалился. Настольная игра — это то, что его успокаивает. Для человека это возможность, как ни смешно это звучит, вновь почувствовать себя человеком.

— Настольные игры — древнейший вид досуга. Можно связать возрождение настольных игр с утверждением в России традиционных ценностей?

— Да. Это говорит о том, что государство проводит верные мероприятия в рамках президентского указа «О традиционных ценностях», в котором определено важнейшее для общества значение семьи в ее здоровом обыкновенном виде. Настольная игра — это ведь семейная история. Сколько поколений выросло на домино или, например, русском лото — я работаю с семьями, где сегодня в эту игру играют бабушки с внуками. Жить семейными ценностями, заботиться о «погоде в доме» стало модно.

И еще: надо понимать, что русское общество управляемо. Оно достаточно легко считывает сигнал «сверху» и, не сопротивляясь, живет в том векторе, который задают. У нас такая особенность. Мы — не французы, которые сопротивление правилам, устанавливаемым властями, сделали смыслом жизни (отсюда их бесконечные демонстрации). Если нам все хорошо объяснить, то мы все поймем и не будем сопротивляться. Я рада, что сегодня стали задавать правильные смыслы бытия.

— Среди детей сегодня в моде больше не русское лото, а, например, иностранные «Зомби в доме», «Гномы-вредители».

— Это риски. Например, первая игра, которую вы привели, это попытка навязать сатанинскую модель мировосприятия. Там смысл движения по игровому полю, как известно, сводится к попытке спастись от зомби-апокалипсиса. Вы только представьте, какой ад творится в мозгу шестилетнего ребенка, когда он играет в это! Самое коварное, что сделали создатели этой игры, — это ее привлекательность. В мозгу у ребенка формируются связи, что апокалипсис и злые духи — это весело и задорно.

В православии говорят, что так действуют бесы. Ребенок, получив эти впечатления в шесть-семь лет, вероятнее всего, пронесет их через всю жизнь. Когда со стороны взрослых все больше критического непонимания к праздникам типа Хеллоуина, продвижение такой игры выглядит как попытка сделать хоть что-то, чтобы овладеть умами наших детей. Я бы такие игры запретила. Тем более, что она импортная.

«Гномы-вредители» — получше, но все равно прививает не те идеалы, которыми должны подпитываться школьники. Здесь игроки превращаются в гномовшахтеров, добывающих золото. Но среди них в случайном порядке появляются вредители (им может оказаться каждый игрок). И, по сути, все передвижение по игровому полю сводится к попыткам вычислить предателя и обвинениям друг друга в саботаже... С пяти-шести лет человек учится жить в обществе предателей, учится разобщенности. Опять же: с этими явлениями не просто происходит знакомство — они становятся синонимами удовольствия. Ведь игра — это про удовольствие!

— То есть родителям нужно быть начеку?

— Конечно. То, что ребенок играет в настольную игру, еще не гарантированное благо для него. С играми, как с книгами: бывают полезные, а бывает макулатура. Первых, конечно, меньше, их надо искать. Я думаю, что наше общество переварит и эти вбросы и откажется от деструктива. Русское общество умеет выживать в сложных условиях. Пожалуй, это самое устойчивое к внешним потрясениям общество в мире. Поэтому все, что работает на его разрушение, оно рано или поздно отбрасывает. Это просто не приживается.

— Сегодня про кризис говорят многие. Вы как-то фиксируете это в людях, с которыми работаете?

— Я фиксирую, что сегодня наше общество стало эмоционально устойчивее, стало легче смотреть на социально-экономические риски. Я бы сказала, что мы стали зрелыми. Дело даже не в том, что 69 процентов россиян, согласно последнем опросу ВЦИОМ, готовы экономить ради защиты страны. Хотя, конечно, люди понимают: в мире происходят перестройки, и может случиться всякое. По сравнению с 1991 годом кардинально поменялось отношение к возможным трудностям. Если посмотреть за окно в Москве, то вы не увидите никаких признаков беды, получается, эта готовность у россиян фиксируется на уровне глубинного ощущения и не всегда объяснима. Это определенная степень массового хладнокровия. Я вижу в этом благо для нас. Никто не говорит, что проблем не будет: все пойдет своим чередом. Важно, что мы будем смотреть на трудности спокойно и без паники. Как говорят в случае ЧП через ретрансляторы: «Сохраняйте спокойствие!» Вот у нас это выработалось.

СПРАВКА

Татьяна Шишова — психолог и писатель, автор и соавтор (с И. Медведевой) десятков книг и статей, посвященных вопросам воспитания подрастающего поколения. Среди них — пьесы для кукольных театров, которые стали основой авторской методики психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанной на детей с трудностями поведения и общения.

Подборка настольных игр для детей

Дубль

Развивает сообразительность и реакцию.

Мемо

Развивает память.

Каркассон

Развивает стратегическое мышление.

Русское лото

Развивает реакцию и внимательность.

Коварный Лис

Развивает командный дух.

Соображарий

Развивает сообразительность и находчивость.

Кстати

В царской России тоже любили настольные игры. Известно, например, что Николай II с удовольствием играл с детьми — и в лото (самая распространенная семейная игра), и собирал пазлы (пузели), которые попали в Россию из Америки, играл и в логическую игру «Мельница». За пределами императорского дворца были широко распространены различные игры, где нужно было опередить соперника и первым дойти до финиша, бросая кубики: «Гусек», «Велогонки», «Скачки» и другие им подобные. Шашки и шахматы, кстати, тоже были весьма популярны.

amp-next-page separator