Артисты Николай Меликов, Антон Морозов и Андрей Кочинов / Фото: Дмитрий Дубинский / Вечерняя Москва

Первый шаг за полярный круг

Общество

В Театре Российской армии состоялась премьера мюзикла «Святая Анна». Спектакль на музыку Максима Дунаевского готовился шесть лет и стал одним из самых ярких событий сезона.

В основе сюжета лежит реальная история экспедиции Брусилова и Альбанова, решивших в 1912 году пройти Северным морским путем от Мурманска до Владивостока. История отчаянных романтиков вдохновила писателя Вениамина Каверина, однако в основе либретто не художественное произведение, а подлинные документы — дневники и воспоминания.

Композитором выступил Максим Дунаевский — мастер назвал эту работу вершиной своего творчества, лучшим своим произведением. Автор музыки виртуозно передает эмоциональный оттенок сцены — торжественные балы офицеров, разухабистые песни бунтующих моряков или же полные напряжения арии командиров, Брусилова (Максим Заусалин) и Альбанова (Дмитрий Ермак). Конечно, история не была бы столь романтична без любви — в спектакле сочинен любовный треугольник. Оба героя влюблены в самоотверженную красавицу Еремению (Наталья Быстрова) — невесту Брусилова. Смесь страстей получается нешуточная: борьба за женщину соединяется здесь со столкновением самолюбий двух мужчин, не желающих признавать ошибки.

Затертые льдами, теряющие команду, гибнущую от голода и болезней, оказавшиеся на краю земли посреди вечной мерзлоты, они не слышат друг друга, фактически до истерики настаивая на своем. Кульминацией становится решение Альбанова, в спектакле выступающего решительным и благородным штурманом, противостоящим самолюбивому и упрямому Брусилову, попробовать дойти до Большой земли по суше.

— В работе мне важно было не внешнее сходство, а точное попадание в мышление, темперамент этого человека, — объясняет Дмитрий Ермак. — Реальные свидетельства стали для меня в этой работе мощной эмоциональной подпиткой — по описаниям Альбанова я смог прочувствовать, в каком состоянии находились полярники, на два года отрезанные от всего мира.

Режиссер Юрий Александров показал трагические страницы истории без попыток выдавить слезу у сентиментальной публики. Каждый из моряков уходит в лучший из миров, постепенно погружаясь в свои фантазии и теряя связь с реальностью — для кого-то это будет встреча с умершей матерью, кому-то раем станет морское дно или кабаре с красавицами, соблазнительно танцующими в сияющих платьях. Каждый обрел покой, кроме Альбанова, который до последних минут жизни обивал пороги, беснуясь и мечась, доказывая необходимость повторной экспедиции, чтобы спасти оставшихся на шхуне.

Сценограф Сергей Новиков сделал ставку на медиадекорации — в цифровых картинах оживают бескрайние льды и идиллические крымские пейзажи из мечты одного из героев, дно морское с китами и стаями рыб или же бурное течение иссиня-черной воды, с которым невозможно бороться.

Команде спектакля удалась невероятно сложная задача — мюзикл с трагическим сюжетом становится притчей последних романтиков, которые, даже зная, что их ждет, не отказываются от мечты, ведь, как скажет один из героев: «Если я не сделаю первый шаг, кто-то за мной не сделает второй...».

amp-next-page separator