Нужно ли блогерам получать диплом
В Китае блогеров обязали показывать дипломы, прежде чем раздавать советы своей аудитории. В России планируют сделать то же самое. Разбираемся, в чем плюсы и минусы этой инициативы.
В Китае вступил в силу закон, который требует от блогеров иметь официальную квалификацию в области медицины, юриспруденции, образования или финансов — соответственно теме, на которую они создают контент. В подтверждение своей компетентности инфлюенсеры из Поднебесной должны показать диплом, лицензию или сертификат. За соблюдением правил будут следить сами китайские интернет-платформы. Более того, теперь блогеры должны указывать, на основе каких исследований они строят свои рекомендации.
Государственная канцелярия интернет-информации КНР (звучит как шутка, однако такое ведомство действительно существует) заявила, что закон поможет бороться с дезинформацией в сети и защитит пользователей от вредных советов. Однако инициатива вызвала критику со стороны сообщества блогеров и не только. По мнению противников закона, он наносит ущерб творческой свободе и свободе слова.
Российские законотворцы тоже оценили опыт китайских коллег. И теперь хотят принять закон, требующий от блогеров подтверждать образование, если они планируют затрагивать темы медицины, питания или психологии. Во всяком случае, об этом в разговоре с изданием «Газета.Ru» заявил заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по информационной политике Андрей Свинцов.
— Конечно же, для нас такой вариант тоже возможен, и он не просто возможен, он будет реализован в ближайшие год-полтора. Совет блогеров — организация, которая объединяет большое количество законопослушных блогеров, говорит о том, что на рынке данных услуг огромное количество мошенников, откровенных жуликов, которые занимаются только лишь выманиванием денег у своих подписчиков. Я думаю, Госдума определит список профессий и компетенций, которые потребуются от блогеров для подтверждения тех или иных знаний, — отметил Свинцов.
Чтобы понять, действительно ли такой закон может быть принят, нужно разобраться, как в России сейчас законодательно регулируются действия блогеров.
Сегодня у нас нет единого специализированного закона, полностью регулирующего деятельность блогеров. Даже как такового понятия «блогер» в законе нет. По сути, блогер — тот, кто ведет деятельность, в том числе предпринимательскую, путем создания и размещения контента в своем блоге.
— Таким образом, на блогера распространяются Конституция РФ, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс РФ об административных нарушениях и Уголовный кодекс, — рассказывает «ВМ» Надия Самарханова, юрист и член Союза юристов-блогеров при Ассоциации юристов России.
По словам эксперта, деятельность блогеров попадает под федеральные законы «О рекламе», «О защите конкуренции», «О персональных данных», «О защите прав потребителей», «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и другие.
— В частности, контент блогера должен быть добросовестным, достоверным, этичным, не нарушать прав третьих лиц и не вводить потребителей в заблуждение или искажать смысл информации, — отмечает Самарханова.
По словам эксперта, существует еще один полезный для инфлюенсеров документ, но это не закон — «Рекомендации блогерам по добросовестным практикам в маркетинговых коммуникациях», подписанные в Торгово-промышленной палате РФ в марте 2025 года. В них согласованы общие положения сотрудничества и взаимодействия государства и блогеров.
И в этом документе нет рекомендации инфлюенсерам подтверждать свой уровень знаний дипломом или как-то еще. Но указано, что контент должен производиться и распространяться с учетом знаний, опыта, профессиональных компетенций блогера, кроме того, должны учитываться социальные, культурные и лингвистические характеристики и особенности целевой аудитории.
— Предполагается, что потребители в целом обладают разумным опытом, знаниями и здравым смыслом, в разумной степени наблюдательны и осмотрительны, а специалисты или другие квалифицированные лица имеют соответствующий уровень специальных знаний и опыта в своих областях деятельности, — сказано в документе.
Вопрос, нужно ли регулировать деятельность блогеров, особенно остро встал, когда российское инфопространство захватили так называемые инфоцыгане и разномастные коучи. В лучшем случае они торговали видео и методичками «ни о чем» с находящейся в открытом доступе информацией, а в худшем — советами, которые могли навредить физическому и психическому здоровью. Это не могло остаться без внимания государственных деятелей.
— В настоящее время в российском законодательстве активно разрабатываются и обсуждаются меры по регулированию деятельности блогеров, коучей и представителей «инфобизнеса», — рассказывает заместитель директора АНО «Центр развития законодательства», кандидат юридических наук Дмитрий Матюшенков. — Парламентарии и профильные ведомства работают над несколькими ключевыми инициативами, направленными на защиту потребителей и упорядочение рынка онлайн-образования и просветительских услуг. Например, в настоящее время разрабатывается законопроект, согласно которому организации дополнительного и дополнительного профессионального образования (которые также ведут активную деятельность на полях соцсетей) должны будут уведомлять клиентов, что прохождение рекламируемых программ не гарантирует получение или увеличение заработка обучающегося, а также получение им иного дохода.
По словам эксперта, особое внимание в целом уделяется вопросу лицензирования и аккредитации.
— Депутаты рассматривают возможность обязать блогеров, продающих образовательные услуги, получать специальные лицензии. Отдельное внимание уделяется медицинскому контенту: планируется запретить вести медицинские блоги лицам без соответствующего образования, а тех, кто затрагивает околомедицинские темы, обязать проходить специальные курсы по основам биохимии, физиологии и анатомии. Также обсуждается создание реестра коучей и бизнес-тренеров, а также введение системы общественно-экспертной аккредитации с участием ведущих университетов России.
Еще, как отмечает Дмитрий Матюшенков, депутатами рассматривалась возможность внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ. В КоАП может появиться новая статья «Предоставление информационных услуг с использованием дистанционных технологий лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации». Это означает, что блогеры, продающие информационные продукты без специальной аккредитации, будут нести административную ответственность.
— Однако эти инициативы сталкиваются с рядом сложностей. Основная проблема — трудность четкого разграничения информационно-просветительской деятельности от коммерческого обучения и просто платных рекомендаций. Также возникает вопрос о том, как регулировать совершенно разнородные услуги: от финансовых консультаций до астрологии и оккультизма. Отсутствие унифицированных стандартов для нетрадиционных направлений (тарология, фудблогинг и другие) создает дополнительные сложности для разработки нормативной базы, — подмечает эксперт.
И поспорить с этими тезисами трудно. Простой пример: если блогер порекомендует клинику, в которой ему хорошо вылечили зубы, является ли это просто бытовой рекомендацией или уже заявлением, которое требует соответствующих медицинских компетенций? А если инфлюенсер, как это часто бывает, «и чтец, и жнец, и на дуде игрец», то есть он рассказывает сразу обо всем понемногу? Можно определить те сферы, где он обязан будет подтвердить свои знания. Но как определить, что достойно контроля, а что нет? Более-менее очевидной кажется только сфера здоровья (физического и психического). Остальные неизбежно вызовут дискуссии. Например, в обсуждениях предполагаемого закона не звучат творческие направления. Но кто-то точно может возмутиться, мол, а с какой стати кто-то обучает в соцсетях других рисованию или пению, не имея должного образования? И назовет это посягательством на русскую культуру.
Председатель Общероссийского движения предпринимателей Андрей Ковалев уверен, что инициатива не сработает еще и из-за особенностей российского интернет-пространства.
— В Китае это работает, потому что там нет такого разгула инфоцыганства, как у нас. Регулирование деятельности блогеров предлагают ввести давно. Но у нас ситуация слишком запущена. Каждый день инфоцыган и их курсов становится все больше, — говорит Ковалев.
Эксперт предлагает радикальное решение — временно полностью запретить продажу онлайн-продуктов.
— Конечно, пострадают хорошие авторы курсов. Но те, кто действительно является мастером своего дела, смогут преподавать очно и не потеряют клиентов. И все-таки по большей части это мошенники. Они по сути основывают деструктивные секты. Миллионы россиян страдают из-за действий горе-блогеров. Поэтому необходим мораторий. За два-три года можно полностью отрегулировать законодательство, — заключает Андрей Ковалев.
Правда, законотворцы о таких радикальных мерах даже не заикаются. Ведь в таком случае деятельность инфоцыган может полностью уйти в подполье, и можно будет полностью выпустить из рук государства контроль над ней. Кроме того, не все блогеры продают напрямую курсы или ролики. Они могут давать бесплатные рекомендации, набирая аудиторию, и зарабатывать на рекламе брендов, совсем не обязательно связанных с направлением их блога. Например, известные сети супермаркетов рекламируются и у бьюти-блогеров, и у стендап-комиков, и у ЗОЖ-инфлюенсеров, да и вообще у всех.
Кстати, а что думают сами представители сферы об инициативе? Далеко не все отзывы критические.
— Думаю, что ограничения в сфере экспертных блогеров, особенно в области медицины, обязательно нужны, — рассказывает «ВМ» Роман Масленников, основатель PR-агентства. — Нашим людям не надо принимать это близко к сердцу, мол, «везде зажимают». А законотворцам нужно преподнести инициативу не как ограничение, а как заботу о населении. Кроме того, можно заимствовать опыт других стран не только в ограничениях, но и в сотрудничестве, например, вовлекать блогеров в государственные проекты. Так можно показать инфлюенсерам: мы не только запрещаем, но и разрешаем и поощряем. И вообще можно ввести должность по типу «министр по блогерам» или «блогер-амбассадор», — считает Масленников.
КСТАТИ
1 ноября 2024 года Роскомнадзор создал реестр персональных страниц с аудиторией более 10 тысяч подписчиков. По состоянию на июль 2025 года туда включены 149 тысяч страниц. Регистрация, возможность которой была предоставлена через портал «Госуслуги», позволяет владельцам каналов защититься от страниц-двойников и повысить доверие аудитории, обеспечивая пользователям возможность убедиться в подлинности источника информации. На каналах/ страницах, которые не зарегистрированы в реестре, запрещено распространять рекламу и собирать пожертвования. А другие каналы не вправе распространять информацию из каналов, подлежащих регистрации, но не внесенных в перечень.
16 ноября стало известно о смерти блогера Ирины Небоги — в возрасте 21 года девушка скончалась после продолжительной борьбы с раком. В социальных сетях ее любили за юмор и иронию — Ирина не боялась откровенно говорить о своей болезни и остроумно шутить над страшным диагнозом. «Вечерняя Москва» рассказывает, чем болела блогер и как она прославилась в Сети.