Французская песня с русской душой: певица Елена Липаева — откровенно о слиянии культур
Концерт «Париж. Век песен» в исполнении мультиязычного коллектива Elena et les garçons («Элена и ребята») состоится 3 декабря в Московском международном Доме музыки. В преддверии выступления «Вечерняя Москва» побеседовала с солисткой и создательницей проекта, певицей-полиглотом Еленой Липаевой.
— Елена, ваша новая программа называется «Париж. Век песен». Какой Париж вы хотите показать зрителю?
— Я хочу показать Париж, который умеет быть разным, и в этом его магия. Именно поэтому мы выбрали такой большой отрезок времени — целый век. Хочется поностальгировать по безвозвратно ушедшей эпохе и перенестись мысленно в романтичный, яркий и в то же время немного мечтательный Париж, который мы привыкли видеть в кино, а также показать, чем живет современный город.
— Что нового ждет зрителей на этом концерте?
— Для премьеры мы решили сделать концерт в особенном звучании: к нам присоединится замечательный струнный квартет «Московская Камерата» и мультиинструменталист Андрей Баталеев, который будет играть на флейте и еще на паре необычных инструментов. Также в программе будут песни, которые мы еще никогда не исполняли и готовим именно к этому концерту. Например, впервые прикоснемся к такой классике, как «Шербурские зонтики», покажем свое прочтение «Гимна любви» Эдит Пиаф. А еще в этот раз у нас довольно оригинальное световое решение, но давайте сохраним интригу.
— В программе есть и легкие, и драматичные песни. Как находите баланс?
— Мне близки разные состояния — и легкость, и печаль, как, наверное, всем людям в разные периоды жизни. На мой взгляд, задача артиста — вызывать разные эмоции, помогать справиться со сложными чувствами, давать пространство для размышлений, воспоминаний и одновременно дарить легкость и улыбку.
— Вы говорите на семи языках, у вас точная дикция. Есть какие-то свои профессиональные секреты?
— Я воспринимаю каждую песню как маленькую историю, своеобразный небольшой спектакль. Я неспроста стараюсь брать в репертуар песни только на знакомых мне языках. Ведь если понимать смысл и пропускать через себя текст — слова запоминаются гораздо легче и подача становится точнее. В языках, которые я знаю с детства, дикция легла сама собой благодаря общению. Но над остальными я много работаю. Уточняю мельчайшие детали, «мучаю» преподавателей, присылая диктофонные записи, если мне кажется, что где-то я была не совсем точна и нужно почистить произношение.
— Много ли вы гастролируете по России? Какие города для вас особенно дороги?
— Я очень люблю путешествовать, благодаря гастролям получается совмещать работу и посещение новых интересных мест. Сложно выбрать особенные, потому что в каждом своя прелесть. Мы стараемся немного задерживаться, чтобы успеть посмотреть города, в которые приезжаем, и каждый удивляет и радует своим.
— Вы родились в Люксембурге и много лет жили в Европе. Этот опыт повлиял на выбор французской музыки как основного направления?
— Конечно, все-таки именно французский язык мне ближе всего. Я с детства знакома с этой культурой, слушала и любила французскую музыку с ранних лет. Я знаю большее количество французских песен, чем можно включить в один, два и даже три концерта — а многие из них очень хочется исполнить и показать именно свое прочтение. Поэтому мы постоянно расширяем эту часть нашего репертуара. Да и слушатели любят французскую музыку в нашем исполнении, по крайней мере так они говорят, возвращаясь к нам на концерты.
— Как вы думаете, почему французская музыка остается модной, хотя она не гонится за трендами?
— Она про настоящие чувства. Тренды — это все же больше про форму, а во французской музыке первично содержание. И там всегда была очень важна не только музыкальная составляющая, но и текст, история, которая рассказывается в песне, и то, как она рассказывается, через какие образы, какими словами.
— В эпоху стримингов концерты становятся редкой роскошью — это живое общение. Считаете ли вы, что онлайн может заменить другие форматы?
— Искренне верю, что не может. Буквально на днях поймала себя на этой мысли, когда была в театре как зритель. Что живое взаимодействие с артистами, другими зрителями в зале, атмосфера действия здесь и сейчас — это совершенно особые переживания, никакой онлайн их не заменит. Слушать концерт в зале, находясь как будто внутри музыки, и слушать в наушниках или через колонки — это два разных прослушивания, даже воздействие на тело разное. Так что, думаю, искусство живых представлений не умрет. Могу сказать, что публике интересны наши концерты, и мы чувствуем то тепло, с которым нас принимают.
ДОСЬЕ
Музыкальный проект Elena et les garçons — уникальный мультиязычный коллектив, в репертуаре которого песни разных стран и эпох на семи языках. Более 10 лет коллектив погружает гостей концертов в атмосферу разных стран, объединяя разные музыкальные культуры. Солистка и создатель проекта Елена Липаева — полиглот, родилась в Люксембурге и владеет всеми языками, на которых поет.