Принудительная эмансипация для подростков: как это, зачем нужно, с какого возраста
Председатель комиссии Общественной палаты по демографии и защите семьи Сергей Рыбальченко заявил, что подростков, систематически совершающих насильственные преступления, следует признавать полностью дееспособными через процедуру принудительной эмансипации. По его мнению, в таких случаях они должны нести ответственность наравне со взрослыми. Это означало бы распространение на нарушителей всех обязанностей, предусмотренных для взрослых, но решение должно приниматься не мгновенно, а после того, как подростку предоставят возможность осознать свои действия. «Вечерняя Москва» узнала у члена Общественной палаты города Москвы и почетного адвоката России Дмитрия Краснова, нужно ли вводить принудительную эмансипацию для подростков и как это будет работать на практике.
По его словам, принудительная эмансипация для подростков — это юридическая конструкция, которая незаконна и необоснована. На данный момент в России выстроена четкая структура, которая определяет наказание для несовершеннолетних разных возрастов.
— На сегодняшний день в Уголовном кодексе существует градация ответственности несовершеннолетних в зависимости от тяжести совершенных преступлений: от 14 до 16 лет и от 16 до 18 лет. Федеральным законом четко обозначена позиция, за какие преступления подросток несет ответственность в определенном возрасте. Эта система отстраивалась на протяжении сотен лет, и она была связана с тем, чтобы определить, насколько несовершеннолетний в состоянии отдавать отчет своим действиям, оценивать их и осознавать те деяния, которые он совершает, в том числе и противоправные. Над этим долгие годы работали не только правоведы, но и детские психиатры, поэтому менять ее нет смысла, — сказал он.
Эксперт отметил, что если ребенок совершил преступление до достижения 14-летнего возраста и не может быть привлечен к уголовной ответственности, то он может быть отправлен в спецшколу — это режимное учреждение, где подросток проходит исправление и воспитание, фактически это детская воспитательная колония.
— С 14 лет детей уже привлекают к уголовной ответственности по ряду тяжких и особо тяжких преступлений. Они могут быть лишены свободы, им может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы. И если они систематически нарушают закон, совершая насильственные преступления, то для этого нет необходимости проводить эмансипацию и признавать их дееспособными, потому что им нужно дозреть психологически и физически. Также совершение нескольких насильственных преступлений не может являться признаком, который позволяет их эмансипировать. Это правовая глупость, — считает Краснов.
Специалист объяснил, что у суда есть достаточно широкий диапазон и палитра наказаний, которые могут быть применены к несовершеннолетнему ребенку.
— Это лишение свободы, условное осуждение, поэтому строить новые конструкции нецелесообразно. Не существует одинаковых подростков и одинаковых преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Для этого существует суд, следствие, которые разбираются во всех обстоятельствах, приведших ребенка на скамью подсудимых, выясняют все условия и причины и исходя из них принимают решение о наказании, потому что оно индивидуально, — говорит адвокат.
По мнению адвоката Вадима Багатурии, принудительная эмансипация для подростков в России введена не будет.
— Я не думаю, что законодатели поддержат такую инициативу, и принудительная эмансипация все-таки не наступит для тех, кто совершает правонарушения. Это слишком сложный механизм. Кроме того, важно понимать, что в действительности несовершеннолетние не обладают еще в той степени критическим мышлением, которое свойственно взрослым людям. Даже взрослые люди лет до 35 не в полной мере обладают им. Поэтому эта история больше похожа на благие намерения, которые приведут к нулевому результату, — сказал он.
Специалист отметил, что нужно вводить механизмы, которые могли бы бороться с подростковой преступностью.
— Это учет в полиции, как раньше, в советское время была детская комната милиции, постоянная профилактика и ограничения, которые могли бы налагаться на таких подростков в будущем. Например, запрет на поступление в вузы или обязательное посещение каких-то мероприятий, исправительные работы. Таким подросткам нужно давать шанс на хорошее будущее через грамотный воспитательный процесс, — считает Багатурия.
Ранее стало известно, что в Санкт-Петербурге 13-летняя школьница призналась в убийстве матери и поджоге квартиры. Между девочкой и ее 46-летней матерью произошел конфликт. В ходе ссоры школьница схватила нож и нанесла женщине смертельные ранения. Осознав произошедшее, подросток попыталась скрыть следы: подожгла квартиру, нанесла себе порезы на руках и придумала историю о неизвестном, который якобы напал на них, убил мать, ранил ее и поджег жилье. Однако после допроса она призналась, что все выдумала и действовала сама.