Фото: shutterstock

Возражать не будут

Общество

Люди привыкли разговаривать с чат-ботами. Что стоит за этим явлением, «Вечерняя Москва» выясняла вместе с историком и практикующим психологом Ириной Чесновой.

Социологи фиксируют, что жители мегаполисов все чаще разговаривают с искусственным интеллектом как с живым человеком.

— Мы наблюдаем, как общение с роботом вытесняет общение с человеком...

— Там, где стресс, там и возникают возможности с ним как-то справиться. Мы перегружены и, конечно, стремимся найти простые и доступные способы хоть на время облегчить свое состояние. Например, растет потребление кофе и еды, мы «зависаем» в соцсетях, скупаем товары на маркетплейсах, смотрим одну серию сериала за другой... Важно: в ситуации перегруза наш мозг отказывается от того, что требует усилий. И обращение к продвинутым чат-ботам и «все понимающим» колонкам как раз и есть этот поиск чего-то легкого и менее затратного. Тактически это оправдано. Другое дело, как это часто и бывает, тактическая разумность не перерастает в стратегическую пользу.

— Пользы нет?

— Безусловно, есть. ИИ-мо дель может во многом помочь, если это касается работы с информацией: не нужно самому «перелопачивать» большие объемы данных — машина быстро сама все найдет, отфильтрует, разжует непонятное. Или снимет часть «бремени решения», предложив алгоритмы выбора. Но всегда нужно помнить, что именно нас поддерживает и «подлечивает». А это связи и привязанность. Связи с семьей, близкими по духу людьми. Нейросеть заточена на то, чтобы с вами соглашаться и вас одобрять. А значит, она вам подтвердит что угодно, даже самое вредное и опасное. В то время как неравнодушный человек рядом дал бы более реалистичную обратную связь: «Эй, что ты делаешь, остановись!»

— У людей нет силы воли, чтобы сделать над собой усилие и позвонить другу.

— Не совсем. Многие жители больших городов вымотаны. Даже чтобы выйти погулять или выехать на природу, нужны силы. И для похода в театр. И для общения с друзьями. Из-за усталости мы начинаем отказываться от этих «необязательных» активностей. И убираем именно то, что нас подпитывает и приносит радость.

— ...А нейросети подстраиваются под вас, упрощая жизнь.

— Они действительно от многого нас избавляют, например, от страха оценки или неловкости, ведь чат-бот не осудит и не раскритикует. Обращаясь к условной Алисе, человек получает безусловный, неосуждающий отклик. Он не боится показаться глупым, слабым или растерянным. Алисе или Марусе можно задать любой вопрос, который вы не решаетесь обсудить с живым человеком. При этом вы останетесь анонимным, ничьи глаза и уши не узнают, что у вас на уме. Хотя это иллюзия: общение с ИИ-моделями оставляет цифровой след, и, где и когда он всплывет, неизвестно.

— Это известный факт, который никого не останавливает пооткровенничать.

— Потому что возникает полное ощущение доверительного диалога с собеседником, который внимателен и принимает вас, старается понять в любой ситуации и гарантированно поддержит.

— О чем это говорит?

— О том, что люди испытывают огромный дефицит безопасного и эмпатичного общения, в котором можно быть уязвимым или чего-то не знать. Люди испытывают огромную потребность в «идеальном Другом», которого, увы, сложно встретить в реальности.

— Можно посмотреть иначе: человек сегодня боится смотреть правде в глаза, потому что в моде инфантильность.

— Я бы не была так категорична. Почти у каждого человека в той или иной степени есть накопленная усталость от критики, от культуры осуждения в целом, в которой мы росли и до сих пор живем. Живое общение порой бывает сложным, рискованным и эмоционально затратным. Всем нам знакомо ощущение: если вы проявите себя как-то «не так», это может повлиять на отношения или вызвать конфликт. А разговор с колонкой или чат-ботом избавляет от необходимости оправдываться или учитывать чужое настроение. И от риска столкнуться с непониманием, негативной оценкой и непрошеными советами.

— И мы возвращаемся к тактической разумности, которая не перерастает в стратегическую пользу.

— Да. К нейросетям, я считаю, нужно относиться как к инструменту, который может предварительно помочь, упорядочить что-то или отразить ваши мысли. Однако чем больше человек вовлекается в такую форму взаимодействия, вытесняя живую коммуникацию, тем вернее он утрачивает способность быть в контакте с людьми, выдерживать их неидеальность, стремиться быть понятым и чувствовать других.

— То есть десоциализируется.

— Скорее — постепенно теряет навык общения, что в свою очередь грозит одиночеством. А одиночество — это всегда мучительно. Ведь всем нам, даже погруженным в свой внутренний мир интровертам, даже измученным чужой критикой и оценкой людям, важно ощущать связь с другими и чувствовать себя нужными. Принадлежность и связь являются одними из основных наших потребностей.

— Избалованный идеальностью беседы с условной колонкой, человек рискует стать нетерпимым к живому человеку?

— Рискует. Потому что в реальности нет таких живых людей, которые все время стремятся тебя понять, не устают, не раздражаются и всегда готовы к диалогу. Более того, постоянно обращаясь к чат-ботам, мы незаметно теряем способность мыслить критически и вообще напрягаться и думать. Зачем думать, если можно спросить у ИИ? Кстати, вы заметили, что очень часто ИИ-модель на ходу придумывает то, чего не существует в действительности? Ее надо перепроверять. А как вы это сделаете без собственных знаний? Выходит, что мы рискуем набраться у ИИ небылиц и вообще погрузиться в искаженную реальность.

— Прогресс обернется регрессом. Как этому противостоять?

— Я думаю, нужно помнить, что живое общение, особенно с теми, кому не все равно, что с нами происходит, — это не пустая трата времени, а то, что несет исцеление. Когда мы чувствуем поддержку близких по духу людей, своего сообщества, можно многое пережить. Помните цитату из одной из сказок про лисят: «…когда тебя держит за лапу другая лапа, какая разница, что там еще есть в мире?»

— Будущее человечества очень мрачно?

— Я оптимист. Хоть сейчас мы и пытаемся перепоручить искусственному интеллекту множество функций, я верю, что машина не заменит человека. Во всяком случае, в самом главном — в способности любить, заботиться и дать чувство, что вы для кого-то дороги. Ведь настоящая жизнь, с ее болью и радостью, происходит там, где нас могут обнять, посмотреть в глаза и поделиться теплом. Где скажут: «Я тебя люблю, я рядом, вместе мы справимся».

ДОСЬЕ

Ирина Чеснова окончила исторический факультет МГУ, кандидат исторических наук. По второму образованию — психолог, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов. Автор более 30 книг для детей и взрослых. Замужем, воспитывает троих детей.

ТРОЙКА ЛИХИХ

Современные голосовые помощники близки по своему функционалу, но каждый обладает особенностями. Ниже представлены только те, что сделаны и доступны в России.

Алиса

Живет в умных устройствах от компании «Яндекс», и, скорее всего, она есть в вашем смартфоне. Умеет поддерживать диалог, шутить и обижаться. Управляет умным домом, устройствами и др.

Маруся

Продукт компании VK, интегрирована в почту Mail.ru и «ВКонтакте». Прекрасно поддерживает разговор, управляет умным домом, устройствами и др.

Салют

Голосовой помощник от Сбера, а это значит, что он кое-что знает про финансы, интегрирован в приложение «Сбербанк Онлайн», умеет говорить разными голосами. Как и Алиса с Марусей, умеет поддерживать разговор, управляет умным домом, устройствами и др.

amp-next-page separator