Платные услуги в электронных дневниках: что известно
Тема платных цифровых дневников стала бурно обсуждаться в начале декабря из-за жалоб родителей, которые все чаще стали озвучивать государственные и общественные деятели. Что известно об этой ситуации — в материале «Вечерней Москвы».
Почему родители стали массово жаловаться
3 декабря Telegram-канал Baza сообщил, что россияне массово жалуются на платные подписки в электронных школьных дневниках, так как из-за них родители не могут отслеживать успеваемость своих детей и получать доступ к домашним заданиям. Несколько семей из Иркутской области рассказали, что вынуждены платить по 1599 рублей платформе «Дневник.ру» за каждого ребенка, чтобы посмотреть домашние задания и оценки своих детей. Без этой суммы задания можно открыть только с аккаунта ученика, однако для некоторых это проблематично, так как не у всех первоклассников есть собственный смартфон.
Также родители пожаловались и на частое повышение тарифов. По их словам, изначально стоимость платной подписки составляла 149 рублей, однако сейчас цена в месяц составляет 499 рублей. По словам родителей, скидки в приложении порой не соответствуют действительности, и с аккаунта может списаться полная сумма без учета акции. Сервисом можно воспользоваться бесплатно через браузер на компьютере, однако многих функций там нет, а интерфейс сильно «хромает», утверждают пользователи.
Позднее «Дневник.ру» опроверг эти сообщения. Представители платформы заявили, что семье достаточно оплатить одну подписку, которая будет распространяться на всех детей и их родителей. Также они сообщили, что вся образовательная информация доступна как родителю, так и ребенку без каких-либо ограничений, как через компьютер, так и через мобильное приложение.
Реакция общественности
По этому поводу высказались некоторые общественные и политические деятели. Например, председатель комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина выступила с инициативой отменить платные подписки на электронные дневники. Это предложение она изложила в письме министру просвещения РФ Сергею Кравцову. Там она подчеркнула, что базовые образовательные функции должны оставаться бесплатными и доступными для всех семей, так как электронные дневники должны облегчать учебный процесс. Однако, по ее словам, их стали использовать мошенники, представляясь сотрудниками школ или технической поддержки и требуя от родителей коды из СМС. Также она отметила, что рост цен на эти услуги оказывает финансовое давление, что «вызывает вопросы по поводу доступности и равноправия в образовании».
Также депутат Мосгордумы Мария Воропаева заявила, что родители не должны быть заложниками абонентской платы, а сложившаяся ситуация — это правовой пробел, который можно решить несколькими ключевыми мерами. Она предложила признать такие сервисы социально значимыми услугами и запретить брать плату за их базовый функционал, ввести «цифровой стандарт доступности», чтобы бесплатная версия была полноценной, а также создать государственную федеральную платформу как бесплатную альтернативу для всех регионов. По ее мнению, цифровизация не должна создавать социальные барьеры, так как это «вопрос справедливости и приоритетов».
Председатель Госдумы Вячеслав Володин также выступил за то, что такого рода услуги должны быть бесплатными, заявив, что ситуация, когда учебные материалы доступны только за отдельную плату, недопустима.
По мнению министра просвещения РФ Сергея Кравцова, школы пользуются платными электронными дневниками «по привычке». Он отметил, что сейчас у них есть возможность использовать бесплатные государственные ресурсы, но они, отчасти по привычке, продолжают пользоваться услугами частных платных компаний.
— Школа выбирает те или иные ресурсы, и такие случаи есть, но мы планируем в течение 2–3 лет обеспечить все школы нашей страны, чтобы перейти на единые государственные сервисы, потому что это вопрос защиты персональных данных и стоимости. Механизм уже создан, — сообщил Кравцов.
Что может предоставляться платно
Как рассказал в беседе с «Вечерней Москвой» член Всероссийского родительского комитета Павел Крендель, есть операторы, которые предоставляют услуги электронных дневников, и там есть комплект бесплатных обязательных услуг и сервисов. К примеру, посещаемость, успеваемость, домашние задания, информация о питании в школе.
— Также предусмотренные обязательной школьной программой по федеральному государственному стандарту учебники тоже должны предоставляться бесплатно и в электронном виде, — считает Крендель.
По его мнению, платно может предоставляться только литература, которая необходима для дополнительного образования, не связанного с федеральной программой образования.
Какие есть альтернативы в разных регионах
В разных регионах и школах России могут использоваться свои электронные дневники:
- «Московская электронная школа» (МЭШ) — бесплатный дневник, к которому подключены все государственные столичные школы. Платформа включает в себя сам дневник, журнал, библиотеку и портфолио. Кроме того, в МЭШ можно получить справку о том, что ребенок учится в школе, а также увидеть справки о болезни из поликлиники.
- «Петербургское образование» — электронный портал для школ Санкт-Петербурга. Родителям нужно самим регистрироваться на сайте дневника, а затем написать заявление в школе для подключения к системе.
- «Электронная школа» — ее могут использовать школы в разных регионах страны. Например, в Мурманской, Новосибирской, Владимирской и Ленинградской областях.
- «ЭлЖур» — это электронный дневник на федеральной платформе, в функционал которого также входит дистанционное обучение. К нему подключены Курская, Калининградская и Нижегородская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Крым и другие регионы.
- «Элскул» — используется в Башкортостане и некоторых дальневосточных регионах. Эта платформа также помогает контролировать проход ребенка через школьный турникет и содержит информацию о расходах по питанию.
- АИС «Сетевой город «Образование» — платформа используется в Волгоградской области, Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, а также в Чувашии и Мордовии.
- РГИС «Нижегородская образовательная платформа» — используется в Нижнем Новгороде.
Ранее уполномоченный по правам ребенка в Москве Ольга Ярославская предложила сократить продолжительность летних каникул для школьников до двух месяцев, а июнь посвятить творческим дисциплинам. Зачем это нужно и как может сказаться на школьниках — в материале «Вечерней Москвы».