Политика, экономика, СВО: какие перемены произойдут в 2026 году
В конце года принято подводить итоги и вместе с тем строить планы на будущее. Мы спросили у экспертов и колумнистов «Вечерней Москвы», как будет складываться геополитическая ситуация в грядущем году, какие перемены нас ждут на фронте, ожидать ли экономических потрясений и заметных колебаний курса рубля, на пороге каких научных открытий мы стоим и как столица отметит знаменательную дату — 85 лет Битвы за Москву.
Осторожный оптимизм
Георгий Бовт, обозреватель:
— Уходящий год был непростым для российской экономики, которой пришлось столкнуться с целым рядом вызовов. Пока она демонстрирует чудеса устойчивости, учитывая беспрецедентное санкционное давление. Хотя за три года рост ВВП в три раза превышает европейский, увеличившись за это время на 9,7 процента (еврозона выросла только на 3,1 процента), в уходящем году мы столкнулись с торможением: прирост не превысит 1 процента. В следующем году тоже. Отчасти «охлаждение» носит плановый характер. Ключевая ставка ЦБ остается на высоком уровне, сдерживая кредитный спрос как для потребителей, так и для производства. В приоритете — сдерживание инфляции, и она действительно по итогам года может опуститься ниже 6 процентов, а в следующем году еще ниже. Это повлечет снижение ключевой ставки ЦБ, что, в свою очередь, сулит некоторое оживление производственной и потребительской активности.
Ждать значительного роста ВВП не стоит: импульс бюджетного инвестирования иссякает, нужны новые драйверы. Государство постарается придумать стимулы, чтобы люди были заинтересованы делать долгосрочные инвестиции в отечественную экономику.
С инфляцией, есть большая вероятность, удастся справиться: если по итогам уходящего года она ожидается на уровне 5,7–5,8 процента, то в самом начале наступающего года нас все-таки ждет небольшой всплеск, связанный в повышением НДС до 22 процентов. Правительство обещает, что эффект не превысит 1–2 процентов (добавки к инфляции). По итогам 2026 года все-таки обещают снижение инфляции до 4–5 процентов. Тогда пойдет вниз и ключевая ставка ЦБ, скорее всего, к концу 2026 года она снизится до 12–13 процентов.
Рубль с высокой вероятностью будет ослабевать к основным валютам. При умеренном сценарии — примерно до 90 за доллар, при более резком ослаблении — до 95. Как ни парадоксально, в случае прекращения военных действий на Украине и частичного снятия санкций рубль будет ослабевать сильнее на фоне увеличения импорта.
Снижение бюджетных доходов (санкции плюс неблагоприятная мировая конъюнктура цен на энергоносители и прочие сырьевые товары) предопределит жесткие меры бюджетной экономии. В 2026 году дефицит бюджета, как ожидает Минфин, составит примерно 3,8 триллиона рублей (1,6 процента ВВП), а потом будет сокращаться. При этом объемы не нефтегазовых поступлений в бюджет за 2026–2028 годы должны вырасти почти на 30 процентов по сравнению с 2025-м в номинальном выражении, нефтегазовых — примерно на 13 процентов. На этом фоне следует ждать активизации налоговиков в борьбе с теневыми доходами и вообще в контексте курса на «обеление экономики» по всем направлениям. В краткосрочном плане это может привести к повышению цен на маркетплейсах, в долгосрочном должно сказаться благоприятно на экономике в целом. Лучше быть «белым», чем «серым».
История подвига доступна каждому
Ярослав Онопенко, начальник Главного архивного управления города Москвы:
— В наступающем году будет отмечаться 85-летие обороны столицы, и для Главархива Москвы сохранение памяти об этом является безусловным приоритетом. Для нас важно, чтобы за сухими цифрами статистики оживали подлинные человеческие судьбы и трудовой подвиг города.
Особое место в нашей работе занимает проект «Москва — с заботой об истории». Этот проект совместно с центрами госуслуг «Мои документы» мы запустили к 75-летию Победы, и сейчас в рамках него горожане передали на вечное хранение в архив более 21 тысячи подлинных свидетельств эпохи: писем, фотографий и предметов быта. Благодаря им мы открываем широкой публике ранее неизвестные страницы обороны города. Именно эти семейные реликвии легли в основу нашего одноименного виртуального музея.
В музее «Москва — с заботой об истории» мы собрали материалы о битве за столицу в одном разделе, который называется «Оборона Москвы». К годовщине окончания Московской битвы мы подготовили в этом году масштабную подборку воспоминаний участников сражения. В нее, например, вошли бесценные свидетельства военачальников — Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского и Героя Советского Союза Дмитрия Лелюшенко. Но не менее важны для нас голоса рядовых защитников: бойцов 1-й Московской дивизии народного ополчения и легендарной 316-й стрелковой дивизии.
Отдельный пласт нашей работы посвящен промышленности столицы. Архивные документы подробно рассказывают о том, как на смену ушедшим на фронт мастерам в 1941 году пришли женщины, подростки и старики, составившие до 40 процентов рабочих. В наших фондах хранятся уникальные снимки фотокора газеты «Правда» Александра Устинова, запечатлевшего работу ЗиСа и «Красного пролетария» в те суровые дни.
В подразделе музея «От обороны к контрнаступлению» мы раскрываем детали событий декабря 1941 года. Публикуемые материалы разбиты на тематические блоки: «Москва — фронту» (о вкладе городских властей, промышленных предприятий и горожан в Победу), «Фронт» (кадры известных фотографов Бориса Игнатовича и Дмитрия Минскера) и «Партизаны» (сводки о действиях отрядов в Подмосковье). Эти документы наглядно показывают, как ковалась первая крупная победа Красной армии.
Для тех, кто ищет информацию о своих близких, в виртуальном музее открыты разделы с поименными списками награжденных. Это более миллиона человек, получивших медали «За оборону Москвы», и свыше 16 миллионов тружеников тыла, удостоенных медалей «За доблестный труд». Особую ценность представляют документы о личном составе МПВО. Эти люди — в большинстве своем женщины — ликвидировали последствия 141 воздушного налета, потушили тысячи зажигательных бомб и спасли город от огня.
Все эти проекты — не просто сухая фиксация прошлого. Это живая история, доступная каждому в цифровом формате, чтобы память о защитниках Москвы передавалась новым поколениям не как легенда, а как документально подтвержденная правда.
Новые силы решат старые задачи
Михаил Щипанов, обозреватель:
— Прогнозы — дело неблагодарное…. Пока о перспективах нового, 2026 года не без иронии высказалась только премьер Италии Мелони: «Этот год был трудным, следующий будет еще хуже». Но не все так пессимистично. Конечно, хотелось бы назвать точную дату, например, достижения всех целей СВО и ее окончания. Между тем, учитывая важность достижения взаимопонимания, прежде всего Москвы и Вашингтона, стоит помнить, что нынешнее «окно возможностей» явно ограничено во времени.
В сентябре выборы нашей Государственной думы, состав которой явно будет отражать и положение на Украине, и останется у власти и после 2030 года, в который упирается осуществление многих перспективных планов. Уже очевидно, что депутатский корпус будет в значительной степени заменен. Новая архитектура мирового порядка и задачи развития, стоящие перед страной, потребуют и новых законодателей, среди которых будет немало и ветеранов СВО. Иными словами, через парламентские выборы произойдет масштабный процесс формирования новой элиты из политиков, реально доказавших свой патриотизм. Предполагается, что «Единая Россия» в сентябре усилит свое представительство как в Госдуме, так и в региональных парламентах. А уж кто станет второй партией, не столь уж важно, хотя страсти во втором эшелоне будут кипеть. Очевидно, что новые парламентарии активно включатся в процесс ужесточения антикоррупционного законодательства. И последние задержания экс-губернатора Тамбовской области и очередного министра в Красноярском крае свидетельствуют, что пауз в этом процессе не будет.
А в ноябре — частичные выборы в американский Конгресс, которые, по традиции, республиканцы, имеющие сейчас большинство в обеих палатах, могут проиграть. Этот новый политический расклад явно свяжет руки Трампу. Однако в Киеве и в ряде европейских столиц будут тянуть время. Наши отношения с Евросоюзом вряд ли вернутся хотя бы к «довоенному уровню». Тем более что в Брюсселе постоянно говорят о необходимости сохранить антироссийские санкции даже после окончания конфликта. Впрочем, появившиеся заявления о целесообразности возобновления диалога с Кремлем, исходящие, в частности, от Парижа, и реакция на них в Берлине дают надежду на то, что в Европе начнется даже некоторая конкуренция за то, кто первым вступит в неформальный контакт с Москвой. А потому лидерам Старого Света надо лицо сохранить.
Так что нас ожидает год трудных, но необходимых свершений и надежд. Сбудутся ли?
Линия фронта затрещала
Алексей Зернаков, военкор, волонтер:
— В современных условиях войны и геополитической напряженности строить долгоиграюшие планы — дело не самое благодарное. Мы не знаем, какие очередные крапленые карты ловко выкинут на стол наши «западные партнеры», давно попавшие в разряд самого низкого пошиба шулеров. И можем только догадываться, как поведет себя так называемая коалиция желающих, состоящая сейчас из самых настоящих антироссийских фанатиков. Но ряд тенденций к концу года можно обозначить четко.
Первое и главное — линия фронта начинает «сыпаться». Сейчас, когда основные ударные силы и резервы противника притянуты к Купянску для создания картины хоть какой-то «перемоги», линия обороны начинает трещать. Один из другим были взяты Гуляйполе в Запорожской области (причем там нашим бойцам удалось прорвать линию обороны сразу на 7 километров) и Димитров в ДНР. Бои идут в Константиновке. Держится Купянск (и это не просто слова — широкой публике представлены записи объективного контроля и даже видео бойцов из города). Расширяется «буферная зона» в Сумской области. Фронт движется. И с осторожным оптимизмом можно сказать, что эта тенденция сохранится и дальше. И противника ждет немало сюрпризов на кажущихся сейчас относительно спокойных участках фронта.
К сожалению, чем активнее мы будет наступать, тем безжалостнее противник будет наносить кровавые удары в тылу, не щадя ни гражданских, ни военных. Террор и попытки мошенническим образом втянуть отдельных недалеких граждан России в противоправную деятельность продолжатся. И чем сильнее наши части будут «давить» на линии фронта, тем сильнее террористы из ГУР Украины (а значит, и их западные кураторы-кукловоды) будут стараться устроить провокации на улицах российских городов. Но тут я верю в нашу контрразведку, не раз и не два доказывавшую, что заветы Судоплатова там чтут свято.
Также в будущем году мы продолжим наращивать наше техническое превосходство. И если в начале СВО «малое небо» практически полностью было за вражескими дронами, то сегодня даже сами украинские военные признают: русских «птиц» в небе стало в несколько раз больше. А на один украинский снаряд, выпущенный по нашим позициях, приходится три наших. Продолжится и работа над новыми видами вооружения (вспомним, каким неприятным сюрпризом стали для противника дроны на оптоволокне). Причем развиваться будут и многие народные проекты, созданные умельцами их «гаражного ОПК».
Чем сильнее мы будем бить врага, тем больше будет увеличиваться этот разрыв. И тем жестче будут закручивать гайки людоловы из украинских ТЦК, стараясь пополнить редеющие части на передовой. Как Адольф Гитлер в 1945-м, бросавший под траки советских и союзных танков полки необученного и кое-как вооруженного фольксштурма. Как грустно пошутил один боец: «Скоро надо ожидать создания Зеляюгенда» (по аналогии с немецкими отрядами из подростков — «Гитлерюгендом». — «ВМ»). И я не исключаю, что украинские людоеды пойдут и на это.
Уже сейчас недовольство населения Украины часто перерастает в вооруженные столкновения с отрядами ТЦК. И тут ситуация будет только накаляться и дальше. А число народных мстителей будет только расти.
Ну а волонтеры все так же будут отправлять на ЛБС бесконечные гуманитарные караваны. Чтобы приблизить нашу общую Победу. Это я могу вам сказать с уверенностью.
От космонавтики до медицины
Сергей Лесков, обозреватель:
— Год 2025 ознаменовался яркими научными достижениями. И хотя открытия в науке предвидеть сложно, можно уверенно сказать, что 2026 год принесет много прорывов. Наибольшее внимание привлекают исследования в космонавтике и в области искусственного интеллекта.
Роскосмос подписал с НПО имени Лавочкина в Химках контракт по созданию лунной станции до 2036 года. Это переход к долгосрочной программе поэтапной колонизации нашего спутника. В проекте участвуют Росатом и Курчатовский центр, которые должны обеспечить лунную миссию энергетикой на основе ядерных реакторов нового поколения. В 2025 году экипаж китайской орбитальной станции синтезировал кислород. Важное открытие для снабжения воздухом станции, которую совместно планируют Россия и Китай.
Искусственный интеллект ведет фронтальное наступление. Эксперты особо выделяют прогресс в нейронных сетях, который может привести к научным прорывам с непредсказуемыми последствиями. Но пока даже лучшие образчики ИИ допускают детские ошибки, которые получили название галлюцинаций. В Высшей школе экономики рассмотрели галлюцинации ИИ как сложный когнитивный элемент, имеющий сходство с психическими расстройствами человека. Удалось нащупать механизмы, которые блокируют склонность ИИ к галлюцинациям.
Ведущие научные центры продолжают наступление на рак. В конце 2025 года в Сеченовском университете создали новый подход к лечению рака на основе механизма периферийной иммунной толерантности. В 2026 году совместно с НИИ фундаментальной и клинической иммунологии в Новосибирске возможности технологии будут расширены до клинических испытаний.
В 2026 году остановится на капитальный ремонт Большой адронный коллайдер, в создании которого активное участие принимали российские ученые. Внимание будет привлечено к запущенному в 2025 году российскому ускорителю NICA в Дубне.
В генной терапии сенсацией стала первая генетическая операция с младенцем, страдавшим неизлечимым метаболическим расстройством. Ученые говорят об историческом прорыве в медицине. На 2026 год намечены еще две операции у детей с генетическими заболеваниями.
ЦИТАТА
Владимир Путин, президент России:
— Нам бы тоже очень хотелось, чтобы в следующем году мы жили в условиях мира и без военных конфликтов. Мы стремимся решить все спорные вопросы путем переговоров.
ЦИФРА
55 процентов россиян, согласно опросу ВЦИОМа, ожидают окончания специальной военной операции в 2026 году.