Светлана Чебарова — лауреат конкурса «Российский лидер качества». / Фото: Ирина Сапрыкина

X5 — секретные материалы Светланы Чебаровой

Общество

— Светлана, интересно, когда при знакомстве люди узнают о вашей профессии, как реагируют? В свое время быть товароведом мечтали многие…

— Точно, как говорил герой Аркадия Райкина в знаменитом монологе «Дефицит»: «Мы с тобой уважаемые люди!» (смеется.) Во всяком случае, тема для обсуждения всегда находится — покупателей у X5 Retail Group очень много, поэтому часто слышу: «Ой, а мы ходим в ваш магазин», — потом начинают рассказывать, что нравится, или бывают какие-то замечания, пожелания… Человек — словами немецкого философа Людвига Фейербаха — есть то, что он ест. Конечно, всех волнует качество продуктов.

К сожалению, в настоящее время профессия товароведа претерпела изменения не в лучшую сторону. Еще в XVIII веке профессор из Геттингена Иоганн Бекманн определил товароведение как «науку о свойствах, получении и испытании товаров, а также об их экономическом значении» — мне близок такой основательный подход.

Но сегодня в названии должности товароведа часто можно встретить приставку: «кладовщик», «менеджер по закупкам», «администратор». Функции товароведов в большинстве случаев сводятся к простому приему и учету товаров по количеству и ассортименту и не требуют серьезных знаний потребительских свойств молочной продукции или, скажем, мясной. Пожалуй, лишь компании, которые работают в плодоовощной сфере, еще составляют исключение: там стараются, чтобы сотрудники разбирались в национальных и международных стандартах качества, сортности, в заболеваниях плодов и овощей, дефектах, возникающих при хранении и перевозках.

— Картина не слишком воодушевляющая. А как проводится отбор продуктов, которые в итоге попадают на наш стол, в X5 Retail Group?

— Учитывая разнообразие ассортимента в наших магазинах, нам приходится работать с очень большим количеством отечественных и зарубежных поставщиков и производителей. Поэтому у нас выстроена многоступенчатая система контроля: проверка продукции до начала поставок (чтобы выбрать надежных поставщиков); контроль каждой поступающей партии на распределительном центре; контроль в магазинах. В каждом формате магазинов Х5 — дискаунтер, супермаркет, гипермаркет — мы создали отделы контроля качества, где работают технологи по направлениям товарных групп, менеджеры систем качества, специалисты по стандартизации и сертификации. Кроме того, мы проводим аудиты предприятий-производителей, периодические лабораторные исследования товаров, поддерживаем обратную связь с покупателями по горячей линии. Ежегодно компания инвестирует миллионы рублей в обеспечение пищевой безопасности предлагаемой покупателям продукции.

Так, в прошлом году Департамент качества Х5 провел аудит 161 производителя пищевой продукции, и шесть из них не прошли испытания: из-за высокой степени риска по качеству и безопасности выпускаемых продуктов эти предприятия были признаны нами непригодными. На экспертизу в независимые аккредитованные испытательные центры мы направили около 7 тысяч наименований продукции — почти у тысячи выявили несоответствие требованиям нормативно-технической документации и технологической документации. Исследовались, в частности, физико-химические и микробиологические показатели качества. Кроме того, мы провели ряд специфических анализов, чтобы установить умышленное изменение составов: замену основных ингредиентов на более дешевые аналоги, искусственные красители, подсластители, консерванты…

— Да у вас там настоящий продовольственный детектив! Вот еще любопытно: работая с разными регионами страны, вы видите, как отличаются вкусовые пристрастия у покупателей. Может, кто-то больше любит сладкое — москвичи стрессы большого города заедают?

— Конечно, в каждом регионе есть свои предпочтения, точнее, традиционные вкусы населения, причем со временем они меняются. Мы проводим «слепые» дегустации: специально освобождаем образцы продуктов от всех этикеток, нумеруем и предлагаем группе респондентов оценить вкусовые качества. И что интересно, не видя упаковки, участники дегустаций чаще ставят высокие баллы не натуральным продуктам, произведенным по традиционным рецептурам, а продуктам, имеющим в своем составе заменители натуральных ингредиентов, ароматизаторы, усилители вкуса, красители. Поэтому важно, чтобы производители на маркировке добросовестно сообщали всю информацию и потребитель мог осознанно выбрать, что ему нравится.

— Вы, я знаю, еще участвуете и в законотворческом процессе.

— Действительно, государство наконец стало учитывать мнение бизнес-сообщества при обсуждении планируемых изменений законодательства, их эффективности. Например, только в 2012 году от Х5 в Минэкономразвития, Союз участников потребительского рынка, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) было направлено 32 предложения о поправках. Но еще больше предстоит сделать в 2013 году. Наверное, вы заметили на моем столе законопроект о карантине растений? Одна из наших позиций — основной контроль импортируемой продукции должен быть при ввозе, на границе, а не когда она поступит в оборот и риски станут значительно выше.

— Светлана, если бы вы собирали праздничную корзину к 8 Марта, что положили бы?

— Я люблю самые простые продукты, причем российского производства, люблю готовить (никаких полуфабрикатов! Ну если только пакетик пельменей как НЗ). Взяла бы охлажденную рыбу, в наших магазинах представлен широкий ассортимент или охлажденное мясо. Не забыла бы и овощи, фрукты, а также продукцию наших собственных производств (выпечку, салаты).

— Вообще работа у вас нервная: с одной стороны — поставщики, с другой — покупатели. Как восстанавливаетесь?

— Да, свободного времени не так много: купила в прошлом году абонемент в спортклуб, так всего 10 раз вырвалась. Иногда хожу в театры, на концерты, предпочитаю свободное время проводить с семьей.

СПРАВКА

Светлана Чебарова окончила Московскую ветеринарную академию имени К. И. Скрябина по специальности «Товаровед-эксперт по животному сырью и продукции животного происхождения». Обладатель сертификата Европейского фонда менеджмента качества и лауреат конкурса «Российский лидер качества». Является членом IQA (The Institute of Quality Assurance, Великобритания), ведущим аудитором, зарегистрирована в Международном регистре IRCA. Утверждает, что ее работа неплохо позволяет держать себя в тонусе. Шутит, что мониторинг меняющегося законодательства обеспечивает организм адреналином.

amp-next-page separator