Мобильные телефоны буквально захватили в свои сети всех москвичей. / Фото: Шарифулин Валерий

В столице растет оптическая сеть

Общество

По данным руководителя Департамента информационных технологий столицы Артема Ермолаева, сегодня на одного жителя (включая детей и пенсионеров) приходится в среднем 1,4 телефона. Но это не означает, что городская связь отныне неактуальна. Напротив, городские телефонные сети переживают одну из самых масштабных в своей истории реформаций, а руководит этим процессом красивая, хрупкая женщина — Татьяна Вербовик.

Татьяна, с чем можно сравнить перемены, происходящие в традиционной телефонии Москвы?

— С заменой всего ветхого жилого фонда на новостройки! С 2011 по 2015 год мы должны полностью заменить старые медные провода в городе на более компактное и «умное» оптоволокно. В результате вместо телефонной сети мы получим мультимедийную сеть, которая обеспечит сразу и аудио-, и видеосвязью, и высокоскоростным Интернетом, и Wi-Fi, и ТВ. Все эти услуги предоставляются по одному волокну, и это волокно оптическое. Наша задача — дать каждой квартире, каждому абоненту современный, удобный, комфортный и надежный доступ к современным сервисам.

Департамент, который я возглавляю, — планирования сети МГТС — берет на себя всю техническую часть: проектирование; разработку стандартов, по которым должна работать новая сеть; согласование нюансов с подрядчиками. Только потом начинается строительство.

Реконструкция, обновление технологий — это хорошо, но насколько ваш проект передовой в сравнении с другими мегаполисами мира? Может, в Сингапуре через год-другой уже телепатически общаться будут?

— Конечно, оптоволокно — известный и широко применяемый материал и в Европе, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так что мы как раз стремимся идти в ногу с лидерами.

Традиционно в отрасли работало большое количество женщин, абонентов соединяли телефонистки. Как обстоят дела сейчас?

— В том, что касается эксплуатации телефонных станций, 90 процентов персонала — женщины. Бывает, при обслуживании оборудования надо подниматься на стремянке, устранять повреждения с паяльником или откручивать платы станционного оборудования. Но сумки из магазина иногда тяжелее, и потом, это же не сравнить с тем, как приходится возиться с кабелем в канализации мужчинам. Я сама пять лет проработала инженером, выполняя профилактические проверки и устраняя сбои оборудования связи, на которые жаловались москвичи. Хорошо понимаю структуру сети, оборудования. Меня распределили на МГТС сразу после вуза (Техуниверситета связи и информатики), 18 лет назад. Я была самым молодым сотрудником в подразделении и горжусь, что вся моя карьера сложилась в одной компании, здесь есть возможности расти, удовлетворять свои амбиции. Я прошла все ступеньки с самого начала. Постепенно увлеклась проектированием, планированием и вот продолжила службу в аппарате управления.

Татьяна, а правда, что вы представляете целую династию связистов?

— Вообще-то династия только зарождается. Я воспитывалась в обычной рабочей семье, мама мечтала, чтобы ее Танечка получила высшее образование, реализовалась. Я окончила школу с медалью, в институте чувствовала себя очень комфортно: у меня технический склад ума. Из этого же вуза — мой муж. А теперь здесь на 4-м курсе учится наша дочь — пойти по стопам родителей она захотела сама. Кстати, все друзья у нас тоже работают в сфере связи.

Вы интересуетесь историей отрасли, может, коллекционируете фигурки телефонных будок?

— Времени не хватает ни на что, кроме работы, поэтому личных коллекций у меня нет. Зато есть очень интересный музей у МГТС: на нескольких этажах собраны образцы старого оборудования, таксофонных карточек, телефонные справочники… Любопытно посмотреть. А еще наша компания к памятным датам дарит друзьям и сотрудникам необычный сувенир — украшенный рамочкой элемент одной из первых послевоенных декадно-шаговых телефонных станций Москвы. Таких станций нигде в мире уже не существует, у нас последнюю выключили году в 2005-м, а последние абоненты аналоговой станции переключены к цифровой сети в конце 2011 года.

Есть масса анекдотов о пристрастии женщин «повисеть на проводах» — настоящее искусство часами, без передышки говорить по телефону! А вы любите откровенничать «в трубку»?

— Наверное, я нетипична, но ни болтать попусту, ни тратить время в магазинах не люблю.

В одном из фильмов Роберт де Ниро играет пенсионера, вся жизнь которого прошла на производстве телефонных проводов, там есть очень трогательный момент: телефонные столбы с натянутыми черными «нитями» и звуки передаваемых по ним голосов — переживания, волнения, радость. Теперь такая картинка исчезнет?

— На самом деле в Москве уже давно большинство телефонных кабелей пролегает под землей — это безопаснее, надежнее. А романтика, и забота, и грусть — то, ради чего мы звоним друг другу, — они никуда не денутся, пока мы остаемся людьми...

amp-next-page separator