Психолог Анетта Орлова: Квартира, в которой нашли Панина, была для него «берлогой»
После трагической гибели Андрея Панина корреспондент "Вечерней Москвы" задал вопрос известному московскому психологу Анетте Орловой о том, как могла сложиться ситуация, приведшая к трагедии.
- Анетта, как вы считаете, что на самом деле происходило с Андреем Паниным? Что сподвигло, с виду успешного и востребованного актера, искать утешения в холостяцкой квартире с бутылкой алкоголя? По словам друзей и соседей он часто приезжал в эту квартиру и запирался там, чтобы побыть в одиночестве.
- Корень бед наших артистов в бешенных перегрузках! Люди творческих профессий, живущих в таком ритме как Панин, просто не умеют отдыхать! В условиях их работы, когда практически нет ни одной минуты побыть самим собой, в кругу близких , необходимость постоянно быть на публике, зачастую среди абсолютно неизвестных тебе людей – все это приводит к синдрому хронической усталости. А у Андрея Панина по всем признакам была именно эта ситуация.
- Можно ли сказать, что Андрей был в депрессии?
- Да, безусловно. Это синдром профессионального выгорания, когда накопившееся раздражение, непомерные, длительные эмоциональные нагрузки просто ломают человека. Часто, когда люди творческих профессий, которые вовлечены в свою работу эмоционально глубоко переживают все происходящее вокруг, перестают понимать и разделять реальную жизнь и работу, настоящих друзей и просто публику, круг людей, с которыми им приходится общаться по работе. Естественно, происходит отдаление от семьи, человек просто утопает в своей работе, забывая и теряя истинные ценности, потому что круговорот событий и сумасшедшая нагрузка просто не позволяет переключить им внимание с работы на семью, правильно оценить свое внутренне состояние.
- Неужели все люди публичных профессий обречены на непонимание, одиночество и риск трагически окончить свою жизнь, как это часто бывает с известными людьми?
- Почти все представители творческих профессий – это тревожные личности, они находятся в постоянном поиске себя. Самая главная проблема – неуверенность в завтрашнем дне, непостоянство. Вот он добился славы и признания, но в душе почему то только горечь, страх и постоянный вопрос о том, что же дальше. И более того, к возрасту 50 лет у мужчин часто бывает скрыто-суицидальное состояние. Человек может не показывать этого, но ему обязательно нужен своеобразный выплеск эмоций. Каждый пытается бороться с ним по своему.
- Как вы считаете, это верное предположение, что для Андрея Панина квартира, в которой его нашли мертвым, была своеобразной берлогой, в которую он прятался, когда больше не мог справляться со стрессом?
- Актеры большую часть своей жизни находятся на публике, среди людей, которые не являются для них родными, не пользуются тем необходимым уровнем доверия, при котором можно было оставаться самим собой. А в условиях постоянной занятости на съемках, проектах, передачах, они также теряют связь с родными и близкими, в чьей любви и поддержке они по-настоящему нуждаются. А близкие, естественно, обижаются. Человек устает от всех! И тогда пытается уйти от общества. Для Панина эта квартира была, прежде всего, отображением состояния его внутреннего мира, его внутреннего кризиса и депрессии. Это своеобразная берлога, в которую он прятался, чтобы снять все маски и просто забыться. К сожалению, такое одиночество приводит к трагическим последствиям.
- Разве все актеры и люди публичных профессий обречены на такую судьбу? Неужели всем, кто выбирает этот путь суждено в конце концов разочароваться?
- Разочарование – неотъемлемая составляющая судеб таких людей. По большей части, из- за того, что сегодня наши актеры вынуждены ради хоть какого-то заработка хвататься за все проекты и роли, они забывают о своем истинном состоянии души. Их внутреннем мире. Попытка выжать из себя по максимуму, в условиях безысходности почти всегда приводит к внутреннему опустошению. А такие факторы, как повышенное внимание абсолютно посторонних людей, страх будущего, неуверенность в завтрашнем дне, вопрос - будешь ли ты востребован завтра, все это дестабилизирует эмоциональное состояние человека и, в конце концов, приводит к определенному душевному кризису.
Мой совет – это конечно, научиться отдыхать, разделять рабочее время и личное, найти дополнительный, более стабильный источник заработка, укрепить прежде всего связи с семьей, не со случайными знакомыми и обезличенной публикой, а именно с близкими друзьями и родными. Конечно, ни в коем случае не искать утешение в бутылке, как бы ни казалось, что это поможет отключиться от проблем, все это только ухудшает ситуацию. Актерам сегодня нужна поддержка, в том числе очень важна - финансовая .Тяжело постоянно крутиться как белка в колесе, пытаясь заработать хоть что-то. Как происходит в Америке? Там актеры знают, что снявшись в одном фильме, они могут претендовать на безбедное существование достаточное время. Ведь сама работа предполагает постоянный стресс, им просто жизненно необходим отдых.
В категорию риска попадают помимо актеров все профессии, связанные с постоянным общением с неограниченным кругом лиц, требующие эмоциональной вовлеченности и некоей открытости. Мне очень жаль, что наши лучшие актеры уходят из жизни так трагически.