В рукописных объявлениях и ценниках больше всего опечаток. Но и дорогие рекламные щиты и баннеры иногда приводят в ужас. / Фото: PHOTOXPRESS

За словом надо лезть не в карман, а в словарь

Общество

О культуре речи и отношении к русскому языку в нашем обществе мы побеседовали с учителем года-2012, директором гимназии № 1520, организатором акции «Москва — город грамотных людей» Витой Кириченко.

«Тотальный диктант» проводится под эгидой Департамента образования, стартовала эта акция год назад. На специальный сайт нужно присылать фотографии вывесок с орфографическими ляпсусами. Коммерсантов-незнаек выставляют на посмешище, а самым зорким грамотеям вручают призы.

Вита Викторовна, как появилась эта идея?

— Безграмотные вывески — ежедневный дурной пример для тысяч людей. Мы объясняем правописание корней с чередующимися гласными, а потом ребенок видит рекламу солярия: «ЗагАрай у нас»! Я предложила ученикам: заметили табличку с опечаткой — сфотографируйте. Заодно поймете, что мы изучаем русский не для школы, а для жизни. В октябре прошлого года акцию подхватил Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова.

Людям понравилось охотиться на опечатки?

— За два месяца написали 148 человек — от 11-летних школьников до 70-летних профессоров. Прислали 458 фотографий: от написанных вручную ценников до плакатов у школ (!) и растяжек над крупнейшими магистралями. Посмотрите нашу коллекцию!

—  Так, в парке «Покровское-Стрешнево» объект «находитЬся под охраной». На Палехской улице приглашают в магазин «ФруктЬИ». А что за «Вадмир» из парка на Речном вокзале?

— Так написали название города Владимир. А как вам баннер «С днем роСийской милиции?»

За державу обидно!

— К счастью, не вам одной. По итогам первого этапа наградили ученицу школы № 1226 Елену Волкову, служащего Виктора Ермакова и педагога школы № 1374 Надежду Генералову. Специальный приз, ноутбук, выиграла руководитель 4-го класса школы № 1493 Луиза Закоморная, которая собирала опечатки с учениками. Получили награду и две гостьи столицы, которые при каждом посещении Москвы фотографируют безграмотные баннеры.

Как добиться того, чтобы вывеску сняли за безграмотность?

— Привлечь коммерсанта к административной ответственности за ошибку нельзя — у нас нет закона о русском языке. Но, возможно, получится придумать форму общественного порицания. В дальнейшем снимки будут отправляться в специальный общественный совет (территориальную комиссию, куда будет входить специалист по русскому языку, а еще юрист и представитель округа). А он уже будет воздействовать на юридическое лицо, по вине которого город «украсила» вывеска.

Появляются ли какие-то новые ошибки?

— К традиционным проблемам (правописание приставок «пре-» и «при-», суффиксов с «-н-» и «-нн», окончаний с «-тся» и «-ться», безударных гласных) добавились искажения по принципу «как слышится, так и пишется». Мне встречалась даже «Масква»!

Наверное, Единый государственный экзамен виноват?

— Те, кто делают рекламу, окончили школу еще в эпоху традиционных экзаменов. Как форма контроля за знаниями по русскому языку ЕГЭ — в нынешнем своем виде — он не так и плох. Это объективная проверка, ученик остается один на один с тестом. Чтобы получить 100 баллов, нужно выполнить и задания третьей части, в которых проверяется способность излагать свои мысли. Это миф, будто ЕГЭ позволяет выходить в отличники тем, кто двух слов связать не может.

Что касается проверки знаний по литературе, мне жаль традиционного сочинения. Но в последнее время оно стало превращаться в формальность из-за изобилия этих сборников с «золотыми сочинениями», откуда многие списывали. Развитию культуры речи это не способствовало. На мой взгляд, нужно давать и темы, которые позволяют выразить и свое отношение к произведению. Например, «Роман «Преступление и наказание» в моей читательской биографии»». Пусть ученик напишет, что Достоевский нагоняет на него тоску. Но сделает это аргументированно, проанализирует отрывки из романа, которые ему не нравятся. Я поставлю пятерку и припишу: «Авторскую позицию не разделяю».

Так почему же снижаются грамотность и культура речи?

—  Главная причина — у людей пропадает желание правильно писать и вообще ценить родной язык. Мы повторяем штамп — «великий и могучий русский язык». А сами ленимся приобщиться к этому богатству. Сколько из нас может вспомнить два-три синонима хотя бы слова «любить»?

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Дмитрий Быков, писатель педагог, автор текста для «Тотального диктанта»:

— У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами. Дурак может хитро замаскироваться, сымитировать ум, коммуникабельность, даже интеллигентность. Все, кроме грамотности. Я вижу, что отношение нашего общества к русскому языку — одному из немногих бесспорных национальных достояний — после некоторого отката снова становится уважительным. В газетах снова появляется должность корректора: издание с опечатками не может претендовать на авторитет.

Читайте также

«Зал пЯмяти», «вышЕвка» и «сказочные сновЕдения»: вывески в городе пестрят «ачепятками»

Ляпсусов становится меньше, но видеть их все равно грустно. 6 июня – День русского языка. Обиднее всего, когда его коверкают на вывесках: они каждый день на виду у тысяч людей.

Так уж у меня глаз устроен, что я подмечаю «очепятки» даже на бегу, и собрала целую коллекцию ляпсусов.

…Когда на бумажных афишках в метро название спектакля пишут «Как пришЫть старушку» – это забавно. А вот когда в одном из корпусов МГУ (!), где располагается гуманитарный факультет(!!), под портретом Петра Чаадаева написано, что тот был «членом серного общества»… Нет, не колдуном, они хотели сказать: «Северного общества (декабристов)». На спичках, то есть на вычитке, сэкономили! Между прочим, представители этого факультета не раз жаловались, что у студентов падает грамотность. Еще бы, если учесть, на что они смотрят каждый день…

Любят у нас щеголять дореволюционной орфографией. Все эти «еры» («ъ») и «яти» («Ѣ») сегодня кажутся чем-то милым, носящим истинно русский купеческий дух… Только употреблять их и в прежние времена-то не все умели! (далее...).

amp-next-page separator