Оплечье саккоса митрополита Симона. / Фото: Пресс-служба Московского Кремля

Успенская звонница покажет, как обновляется старина

Общество

Выставка с подзаголовком «Реставрация в Музеях Московского Кремля» расположилась в Выставочном зале Успенской звонницы. Она продлится до середины августа. Экспозиция приоткрывает двери в такой мир, куда редко кто бывает допущен: в мир, где древние, тусклые, саморазрушающиеся предметы под умелыми и трепетными руками возвращаются к жизни. Воскрешение будет происходить прямо на наших глазах.

- Закулисье всегда интересно, - рассказала «ВМ» куратор Ирина Соколова. – Выставка представляет работы всего нашего реставрационного отдела, и в результате получилась экспозиция удивительно многообразная. Здесь произведения самых разных материалов, техник и времен (от XIV до XX вв). Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь интересное! Почему? Здесь можно увидеть церковные облачения, начиная с такого раритета, как сакос московского митрополита и чудотворца Алексея (XIV век) – и тут же чертежи и фотография ХХ века. Здесь новооткрытые шедевры иконописи XV века и здесь же – уникальные куклы XVII века, которые трудно где-либо увидеть. Шахматы, кубки, пистолеты, иконы, портреты, одеяния императоров – чего тут только нет.

На выставке посетителей познакомят с самим процессом современной научной реставрации. Ведь это не просто восстановление или новодел – что сейчас часто путают, - а кропотливый труд и научное исследование. «Для конкретики мы показываем одну икону из иконостаса Благовещенского собора Московского кремля в процессе реставрации, - продолжает Ирина Соколова, - где можно увидеть, что 11 слоев лежало сверху оригинальной древней живописи. Все эти кусочки последовательно раскрыты и пронумерованы реставратором. Или мы показываем покровец XVII века, шитый золотом. Половина покровца уже отреставрирована, а на второй половине мы видим, как нитки провисают, как потемнело золотое шитье… Задача реставратора – как можно полнее сохранить древность и как можно меньше добавить от себя».

Многие из этих вещей, вынутых из недр реставрационных цехов и запасников, впервые увидят зрители. Другие артефакты в результате реставрации стали открытиями. Например, икона Троица неизвестного автора, реплика на Троицу Андрея Рублева: после реставрации выяснилось, что она датируется концом XV века и была выполнена в Москве для Успенского собора. Кроме того, на выставке представлены дробницы – металлические чеканные изображения, которые украшали торжественное одеяние митрополита Симона (конец XV-начало XVI века). «Дробницы стали неожиданностью для исследователей древнерусского искусства, потому что представляют изумительной тонкости работу столичного мастера конца XV века», - говорят кураторы.

amp-next-page separator