Бахайские сады весьма строги по своей планировке. / Фото: Ольга Лаптева

Бахайские сады в израильской Хайфе пленяют красотой, чистотой и гармонией

Общество

Cтартовал наш отпускной марафон «Горячее лето-2013»! Приглашаем вас стать его участниками! Вместе с корреспондентами «Вечерней Москвы» вы побываете как в самых популярных, так и экзотических местах отдыха, совершите увлекательные путешествия по городам родной страны.

Кроме того, вы узнаете, где отдыхают звезды, как самостоятельно спланировать путешествие, куда можно отправиться налегке, а где вообще не стоит появляться этим летом.

Возведение садов

В 1930-х годах, таща на себе корзины с землей со священной горы Кармель, Абдул Баха высадил сад, ставший символом Хайфы и символом последователей его отца, священного Баба, – родоначальника бахаистской религии. В начале XX века был привезен садовник из Персии, который 10 лет строил сады. Их стоимость составила $250 миллионов. Эти деньги - добровольные пожертвования адептов религии бахаи со всего мира (их около 5 млн человек). И вот 22 мая 2011 года сады открылись.

Спроектированы они как 9 кругов «сияния и славы» с единым центром – мавзолеем Баба. 18 терасс, каждая из которых неповторима и оригинальна, идут по склону, одна за другой. Это – число, символизирующее 18 первых учеников Баба. Каждая из терасс поделена на 3 участка, в середине- трава и цветы. по бокам – деревья, устойчивые к засушливым сезонам. А на самых дальних участках терасс архитектор Сахба оставил природный лес горы Кармель, потому что, по словам Бахауллы, «Бог открывается через природу».

Свет и цвета садов

Из-за строгого подбора растений бахайские сады приобрели периоды цвета. Есть синий сезон, красный, желтый и даже розовый.

Цветовые гаммы создавались в строжайшем выборе сезонных цветов, времени их цветения, травяного покрытия и цветения деревьев. Но два основных цвета властвуют в бахайских садах – красный и зеленый. Красный – символ святой смерти Баба.

Зеленый – традиционный цвет Востока, любимый цвет Баба. Другие краски - дополнение к основной гамме. Например, мрачный темно-зеленый цвет кипарисов контрастирует с серебристо-зеленым цветом олив.

Мавзолей Баба днем собирает и концентрирует весь свет на себя, а ночью испускает световые круги.

Основным принципом садов архитектор Сихба считал гармонию, симметрию и порядок. Ведь то, что приятно для глаз, приносит удовольствие для души и тела. Сад украсили чугунными светильниками, бронзовыми скульптурами птиц и цветов. Красивые ажурные ворота, цветные дорожки, выложенные из гальки и битой черепицы, сотни прожекторов, спрятанных в траве и деревьях, освещающих мавзолей ночью, и божьи коровки, летающие на всех терассах. Один из важных элементов садов – вода. Ее бег по мраморным ступенькам передает атмосферу спокойствия и покоя. Гора Кармель в переводе с иврита- «волшебный плодородный божественный лес», и бахайские сады воплотили эту действительность. Туристы посещают сады сверху вниз, по дороге осматривая потрясающую панораму Хайфы. И только паломникам-бахаистам разрешается подниматься к мавзолею Баба снизу вверх и свободно гулять по садам.

Знакомство с садами

Сады видны издалека – так они текут зелеными волнами. Зелень и белый мрамор террас на ярком солнце отчетливо контрастны, и это великолепие ослепляет. На входе вам сообщат, что внутри нельзя есть, пить, садиться на парапеты, лезть в воду руками.

Служители веры – они приезжают из Индии, Австралии, США, Германии, Панамы, Уганды и Западного Самоа - пересаживают кусты розмарина, убирают листву, сажают цветы. Работают все бесплатно, ежедневно поддерживая чистоту и уют этого места. На средней площадке растет огромный эвкалипт, который невозможно охватить руками. Ты стоишь под ним, вдыхая ароматный воздух. Все великолепие, созданное руками человека, сейчас принадлежит только тебе. И в какой –то миг вдруг кажется, что жизнь никогда не закончится.

Верхняя площадка находится рядом с прогулочной улицей Луи. Здесь потрясающий панорамный вид на Хайфу. Как на ладони, виден порт и все нижние районы. Корабли, как детские игрушки, стоят на причале в море. А внизу - бесконечное зеленое море терасс и ковер цветов. Выложена синими цветами восьмиконечная звезда. И единым взором можно охватить всю Хайфу до берега древнего Акко.

Легкая белая дымка под горячим израильским солнцем окутывает их, как заботливая мать. «Хайфа» в переводе от слова «хаппа» - укрывать. Укрывает гавань Хайфы от ветров с юга и востока гора Кармель. На ее склоне мы гуляем на высоте 225 метров над уровнем моря по территории в 400 метров. И живописная дорога ведет нас к святилищу Баба.

Священный Баба

В мавзолей Баба пустят не каждого. Но если вы попали тудла, то, проходя через прохладные комнаты, ощутите себя в персидском дворце Шахерезады. И особенно, у могилы Баба, где покоится его прах, прикрытый легким покрывалом, как вуалью, колыхающимся от дуновения ветра. А слабый запах благовоний ладана и мирта разносится по комнате… Медленно уходишь, давая возможность другим отдохнуть в прохладе комнат от горячего солнца. Ярко. Море светлое. Небо без облаков- как море, а море без волн – как небо. Они накатывают сверху и снизу на тебя, маленького, окунувшегося в зеленые растения.

Баба называл себя посланником Бога. Сейид али Мухаммед жил в Персии в середине 19 века. Своей миссией на земле он захотел подготовить человечество к наступлению новой эпохи. Себя он прозвал Баба – «врата». Врата, впускающие в наш мир божественную мудрость и истинный смысл. В среде мусульманского духовенства это вызывало ожесточенное сопротивление. И когда Баба отменил Коран, сочинив Байан - новое священное писание, это переполнило чашу терпения. Его казнили. Новым представителем религии стал Мирза Хусейн Али, взявший имя Бахаулла – Слава Божия, Сияние Света. Он тоже был подвержен гонениям. В священно книге Кетаб аль Акдас он писал, что Бог проявляет себя в природе, в законах науки, в отношениях между людьми.

«Все мировые религии, - писал он, - есть суть последовательных стадий, раскрытий замысла Бога в отношениях человечества. Мир – это большая страна, а человечество – ее граждане».

Справка «ВМ»

Община бахаев по всему миру управляется высшим советом из 9 членов. Один из главных принципов- равенство между мужчинами и женщинами.

Бахайские сады – место паломничества бахаев. Использование элементов круга объясняет символическое значение. Огибание святых мест – целая церемония, символизирующая отдачу любви и преданности, выражение скромности человека, покорность и уважение перед святостью, полную зависимость от священных писаний.

У бахаев нет священников. Они избирают совещательные комитеты, которые руководят их деятельностью. В Хайфе стоит их Всемирный Дом Справедливости, где находится Высший совет духовного органа бахаитов, состоящий из 9 человек. Их выбирают на 5 лет из членов бахаистских духовных советов в 140 странах.

19 - священное число. В календаре бахаев 19 месяцев по 19 дней. Перед Новым годом, 21 марта, в День Весеннего Равноденствия, они постятся 19 дней. 19 – переводится с арабского как «един», а это – основа философии бахаитов.

amp-next-page separator